Автомобилист

О клубе

Утверждение, что Свердловск является одним из пионеров отечественного хоккея легко подтверждается фактами. Ведь местная команда ОДО была участником не только первого чемпионата СССР, но даже и его стартового матча, начавшегося 22 декабря 1946 года в 13 часов на Малой арене московского стадиона «Динамо».

Было бы преувеличением сказать, что на Урале сразу загорелись желанием попробовать себя в новом виде спорта. Просто в октябре 46-го в штаб Уральского военного округа из столицы пришёл приказ об участии команды свердловского ОДО в первом чемпионате СССР по «канадскому» хоккею. К приказу прилагались положение о соревнованиях и правила игры.

Подготовкой команды было поручено заняться тренеру по футболу капитану Михаилу Созинову, чьи подопечные, по традиции тех лет, зимой играли в хоккей с мячом. Полтора месяца спортсмены занимались теорией, не имея возможности даже взглянуть на клюшки и шайбы! Инвентарь доставили в Свердловск лишь 19 декабря, за несколько часов до отхода поезда, на котором команда должна была отправиться в Москву на первый матч с ЦДКА.

За оставшееся время армейцы успели провести первую «тренировку» на…. листах фанеры, уложенных на гимнастические маты. Оторвать шайбу от поверхности удалось лишь Феоктисту Коптелову, сразу заслужившего уважение партнёров в качестве признанного мастера новой игры.

В составе ЦДКА в первом матче по разным причинам не участвовали лидеры команды Всеволод Бобров и Евгений Бабич, и всё же поражение со счётом 1:5 можно считать вполне достойным результатом для ОДО. Автором первой заброшенной шайбы свердловчан в чемпионатах страны стал Георгий Логинов.

Эстафета от ОДО уже на следующий сезон перешла к «Динамо», которому удавалось занять восьмое и дважды девятое место в стране, а с середины 50-х главной хоккейной командой Свердловска стал «Спартак». Достижения спартаковцев выглядели поскромнее – в лучшем случае они становились одиннадцатыми.

Настоящим прорывом стал сезон-1969, когда «Автомобилист» (так стал именоваться «Спартак») занял пятое место в элите, а вратарь команды Виктор Пучков первым из представителей свердловских хоккейных команд стал чемпионом мира.

В ходе того же первенства, 12 декабря 1968 года, «Автомобилист» одержал в Москве победу над ЦСКА – 6:0. Этот суперсенсационный результат на все последующие годы превратился в своеобразную визитную карточку свердловской команды. Подопечные Анатолия Тарасова проигрывали в те годы лишь по большим (разумеется – для соперников) праздникам, а задача забросить в ворота команды, на две трети состоявшей из игроков сборной СССР, шесть безответных шайб считалась неразрешимой и для гипотетической сборной мира.

Разумеется, счёт не отражал истинного соотношения сил, –вспоминал второй тренер свердловской команды Владимир Шумков. –Даже в тот вечер. И хотя наши выглядели очень хорошо и уже в первом периоде повели 2:0, игра всё время проходила в зоне «Автомобилиста». Мне казалось, что стоит ЦСКА отквитать один гол, и сказка закончится. Но армейцы так и не забили. Наш вратарь Пучков брал всё подряд, к тому же ЦСКА фантастически не везло. Зато мы использовали все моменты, и, в конце концов, довели дело до разгрома.

Весной 1966 года свердловские хоккеисты впервые сыграли дома на крытом катке с искусственным льдом. Спустя шесть лет к «Снежинке» добавился Дворец спорта профсоюзов. К тому времени, помимо Свердловска, двумя сооружениями подобного типа во всём Советском Союзе располагала лишь Москва (Лужники и ЦСКА)!

Только в Свердловске собственный искусственный лёд имели не только взрослые, но и юные хоккеисты – из ставшей затем широко известной детской школы «Спартаковец», возглавляемой Львом Мишиным. А в конце 70-х каток в парке Энгельса стал крытым. Уникальным можно назвать тот факт, что и на первом, и на втором этапах строительства под руководством опытных специалистов трудились тренеры и воспитанники школы. Опыт трудового и спортивного воспитания был признан передовым, а Мишина представили к государственной награде.

Всегда считавшийся одним из хоккейных центров страны Свердловск при этом практически никогда не имел стабильного места в элитном дивизионе. Отдельные представители свердловского клуба, такие, как Виктор Кузнецов, Аркадий Рудаков, Виктор Кутергин, Сергей Шепелев, Александр Куликов, Николай Нариманов, Андрей Пятанов, Николай Варянов успешно играли в сильнейших командах страны, первой или второй сборной, а вот сам «Автомобилист» постоянно курсировал между лигами. Всякий его удачный сезон в определённой степени можно считать «вырванным из контекста». Взять хотя бы упоминавшееся уже пятое место в чемпионате-69: годом раньше и годом позже свердловчане финишировали предпоследними, 11-ми.

Ситуация изменилась лишь в конце 80-х. Тогда «Автомобилист» имел все шансы приблизиться к своему памятному достижению. Так, в сезоне-88 после первого этапа он был шестым, на следующий год – седьмым, причём после 12 туров и вовсе лидировал. А что в итоге? Десятое и девятое места соответственно. Ведь сохранение места в высшей лиге считалось пределом мечтаний многих поколений хоккеистов «Автомобилиста». Хотя были в команде и «птицы высокого полёта» – достаточно вспомнить игрока-универсала Илью Бякина. В качестве члена свердловского клуба он дважды стал чемпионом мира (1989, 1990) и один (1988) – олимпийским чемпионом. 

В отличие от команды мастеров, юные свердловские хоккеисты неоднократно становились призёрами, а иной раз – и победителями всесоюзных соревнований. Начало было положено в 1968 году. Продолжение – в 1980, 1991 и 1996-м. Уникальный факт: в 1981 году за юношескую сборную СССР, ставшую чемпионом Европы, выступали сразу шестеро свердловчан, воспитанников тренера Альберта Фёдорова.

На различных турнирах в составе сборной России выступали форварды «Автомобилиста» Дмитрий Попов, Владимир Ерёмин, Дмитрий Пирожков, а вратарь Альберт Ширгазиев стал третьим хоккеистом клуба, игравшим на чемпионате мира.

В конце 80-х–начале 90-х лучшие российские игроки отправились покорять НХЛ, среди них были и екатеринбуржцы: Николай Хабибулин, Владимир Малахов, Илья Бякин, а Алексей Яшин стал первым нашим соотечественником, удостоившимся чести стать капитаном клуба НХЛ.

Примерно десять лет в конце прошлого – начале нынешнего века стали самыми мрачными в истории хоккея Екатеринбурга. В конце 80-х, когда в стране появились первые хозрасчётные клубы, «Автомобилист» находился в авангарде нового движения. Большим подспорьем для него стали льготы, предоставлявшиеся спортивным организациям в первые годы существования новой России. Но уже в начале 90-х стало ясно: торгово-закупочному кооперативу средней руки, который представлял из себя «Автомобилист», просто не под силу конкурировать с клубами, за спиной которых стояли металлургические гиганты, автозаводы, банки, бюджеты всех уровней. 

Не помогли и различного рода организационные преобразования. Летом 1996-го «Автомобилист» был переименован в «Спартак», а год спустя команда стала называться «Динамо-Энергия». Весной 1999-го занимавшие последнюю, двенадцатую стартовую позицию в переходном турнире динамовцы потрясли всех, став его победителями. Впрочем, в суперлигу Екатеринбург вернулся ненадолго – лишь на два сезона. Весна 2001-го «ознаменовалась» прощанием не только с главным эшелоном, но и с Дворцом спорта профсоюзов, где вышли из строя холодильные установки. Стало ясно, что простое «латание дыр» не поможет, требуется коренная реконструкция сооружения.

Продлилась она больше пяти лет, а хоккей в Екатеринбурге тем временем окончательно пришёл в упадок. Выступавшая на загородном катке в Курганово «Динамо-Энергия» прочно осела на дно турнирной таблицы высшей лиги. В общем рейтинге команд страны динамовцы занимали 42-44-ю позиции. 

Многие выпускники, а то и учащиеся «Спартаковца», да и другой свердловской школы, «Юности», уезжали из Екатеринбурга, минуя команду мастеров. Причины были очевидны – отсутствие перспектив в родном городе в будущих выступлениях на взрослом уровне, и серьёзнейшие проблемы с тренировочным процессом в настоящем. Город буквально задыхался от отсутствия искусственного льда: вслед за Дворцом спорта на реконструкцию закрылась «Юность», а затем – и «Спартаковец».

При этом сразу несколько десятков воспитанников екатеринбургского хоккея защищали цвета клубов других городов, а Алексей Волков, Георгий Мищарин, Алексей Симаков, Максим Краев, Евгений Фёдоров выступали и за сборную России.

  

НАШ КЛУБ В КХЛ

 

Летом 2006 года в Екатеринбурге было решено воссоздать прежний "Автомобилист", учредителями которого стали правительство Свердловской области, холдинговая компания «Лидер» и ОАО «Дворец спорта». Рассматривалось несколько вариантов названия команды, в частности, «Уралец». Но остановились всё-таки на «Автомобилисте»: для большинства любителей спорта, особенно старшего и среднего поколения, именно такое название ассоциировалось с хоккеем Среднего Урала.
К тому времени была завершена многолетняя реконструкция Дворца спорта (фактически он был отстроен заново), в ходе которой вместимость его трибун доведена до 5500, в соответствии с требованиями суперлиги: перед командой сразу же была поставлена цель в течение ближайших сезонов оказаться в элите.

Бюджет «Автомобилиста» и подбор игроков (к слову, примерно, треть команды составили вернувшиеся в родной город воспитанники екатеринбургского хоккея, выступавшие в различных уголках страны) позволили ему сразу же стать одной из ведущих команд высшей лиги. В первый сезон екатеринбуржцы заняли второе место в «гладком» чемпионате и дошли до четвертьфинала плей-офф, на следующий – первое, и лишь в финале матчей на вылет уступили воскресенскому «Химику». К тому времени было уже известно, что принято решение о приёме клуба в члены организуемой Континентальной хоккейной лиги. Состоялась уже жеребьёвка, по результатам которой «Автомобилист» был определен в дивизион Анатолия Тарасова, но… Летом 2008-го екатеринбургский клуб не сумел подтвердить требуемый бюджет и добровольно вернулся в высшую лигу. Турнир в дивизионе «Восток» екатеринбуржцы выиграли за явным преимуществом. Первое место они обеспечили себе ещё за несколько туров до финиша, а итоговый отрыв от ставшей второй «Югры» составил шесть очков. Но в плей-офф «Автомобилист» сумел пройти только первый этап. В четвертьфинале екатеринбуржцы сошли с дистанции, трижды проиграв МХК «Крылья Советов».

Между тем, интерес к выступлению в КХЛ остался. И назвать его можно взаимным: ведь наличие клуба из полуторамилионного города с развитой инфраструктурой, славными хоккейными традициями, детскими специализированными школами и современной ареной как нельзя лучше вписывалось в концепцию КХЛ. Кроме того, уникальное географическое положение Екатеринбурга – на границе двух континентов, Европы и Азии – символизировало сущность нового соревнования. Ведь, по задумке организаторов, со временем Лига должна была объединить всё лучшее, что есть в хоккейном мире за пределами Америки. И летом 2009-го «Автомобилист» получил разрешение выступать в соревнованиях Лиги.

Осенью 2009 года команда дебютировала в Континентальной хоккейной лиге. В первом же сезоне, выступая под руководством чешского наставника Марека Сикоры (впервые в истории хоккейную команду нашего города тренировал иностранец), «Автомобилист» сенсационно пробился в плей-офф. В трёх следующих сезонах повторить это достижения ни разу не сумела. Не имея возможности создать конкуренцию более богатым клубам в борьбе за высокие места по итогам всего сезона, екатеринбургская команда не раз давала им бой в отдельных матчах.

На счету «Автомобилиста» победы над обладателями Кубка Гагарина 2009, 2010 годов «Ак Барсом», и 2011 года – «Салаватом Юлаевым», а также такими именитыми клубами как ЦСКА (Москва), «Динамо» (Москва), СКА (Санкт-Петербург), «Авангард» (Омск). Отметим также, что в декабре 2011 года капитан команды Андрей Субботин стал первым хоккеистом в истории, преодолевшим рубеж тысячи матчей в высшем эшелоне чемпионатов страны.

В сезоне-2014 «Автомобилист» вновь вышел в плей-офф. Как и четырьмя годами ранее, преодолеть барьер первого этапа розыгрыша Кубка Гагарина екатеринбуржцам не удалось. В то же время сезон ознаменовался целым рядом достижений. В итоговой табели о рангах «Автомобилист» занял самое высокое место за всю историю выступления в КХЛ (15-е). Впервые за всю историю выступлений в Лиге, наша команда завершила чемпионат с положительным балансом побед и поражений, плюсовой разностью заброшенных и пропущенных шайб. В регулярном чемпионате «Автомобилист» набрал на 22 очка больше, чем в самом удачном до этого сезоне-2010. Впервые представитель «Автомобилиста» принял участие в «Матче звёзд» КХЛ (Фёдор Малыхин), впервые вошёл в десятку лучших бомбардиров чемпионата (Фёдор Малыхин, седьмое место). В ходе сезона 12 представителей команды выступали за различные сборные. Особо стоит отметить бронзовые награды Сами Лепистё (на Олимпиаде в составе сборной Финляндии), Никиты Трямкина и Эдуарда Гиматова (оба – в составе молодёжной сборной России на чемпионате мира). 

На следующий год «Автомобилист» вновь вышел в плей-офф, показал упорную борьбу в противостоянии с «Ак Барсом» и, в отличие от прошлого года, сумел выиграть один матч. Но вновь немного не хватило мастерства и везения. Тем не менее, екатеринбуржцы закрепили за собой репутацию крепкого середняка, способного обыграть любого соперника. Воспитанник «Автомобилиста» Анатолий Голышев стал серебряным призером молодежного чемпионата мира. 

В сезоне-2016 «Автомобилист» очень ярко начал чемпионат и некоторое время был на вершине турнирной таблицы. Затем были спады, но в итоге екатеринбуржцы в третий раз подряд вышли в плей-офф. Однако преодолеть первый круг снова не получилось. Анатолий Голышев обновил бомбардирский рекорд клуба, который ранее принадлежал Федору Малыхину. Всего же «Автомобилист» набрал в регулярном чемпионате 92 очка и забросил 145 шайб. Кроме того, свердловский клуб впервые принял участие в престижном европейском турнире «Кубок Шпенглера», где дошел до полуфинала и занял четвертое место. 

Сезон 2016/17 получился переходным: после удачного старта осенью последовал спад, который привел к смене главного тренера - Андрея Разина сменил Владимир Крикунов. Команда до самого окончания "регулярки" боролась за попадание в плей-офф, но немного не хватило. 

Через год "Автомобилист" вновь обновил клубные рекорды. Команда заняла 4-е место из 14-ти в «Восточной» конференции. Кроме того, «Автомобилист» побил клубный рекорд по количеству набранных очков - 95.  В течение сезона екатеринбуржцы боролись за лидерство в конференции и 2018-й год встретили на первой строчке в таблице. В плей-офф команда играла с двукратным обладателем Кубка Гагарина и финалистом прошлого года – магнитогорским «Металлургом». Серия 1/8 финала растянулась на шесть игр, в которых «Автомобилист» одержал две победы, повторив результат 2016 года. Воспитанник нашего клуба Никита Трямкин вернулся из НХЛ, став лидером и капитаном команды. Никита неоднократно вызывался в сборную России, принял участие в Чемпионате мира. 

Сезон 2018/19 стал прорывом для "Автомобилиста". Летом команду возглавил екатеринбуржец Андрей Мартемьянов, был подписан контракт с лучшим снайпером КХЛ Найджелом Доусом. На старте чемпионата "Автомобилист" одержал 18 побед подряд! В течение всей "регулярки" наша команда возглавляла восточную конференцию и ни разу никому не уступила первое место. В плей-офф екатеринбуржцы впервые прошли первый раунд, обыграв челябинский "Трактор", но в четвертьфинале уступила более опытному "Салавату Юлаеву". Настоящей сенсацией стало выступление нашей молодежки - "Авто" дошел до финала Кубка Харламова и выиграл серебряные медали, уступив действующему чемпиону - ярославскому "Локо".

Следите
за новостями

по rss

rss