Артём Каштанов: «Назвали мою фамилию, сразу почувствовал «мандражик», вышел на лёд – стало поспокойнее»
Большое интервью молодого нападающего «Автомобилиста».
21 января 2024
Предлагаем познакомиться поближе с 19-летним нападающим системы «Автомобилиста» Артёмом Каштановым. В этом сезоне молодой форвард уже успел сыграть сразу в трёх лигах – МХЛ, ВХЛ и КХЛ. А недавно он набрал первый результативный балл в Континентальной хоккейной лиге. О своём дебюте и адаптации в главной команде – в нашем интервью. Материал был опубликован в официальной программе клуба к предыдущей домашней серии.
- Ты родом из Режа. Как думаешь, много ли людей в этом городе знают, что теперь в «Автомобилисте» играет их земляк?
- Ну, по словам моих родителей и первого тренера, люди знают, спрашивают, но в основном это те, кто связан с хоккеем. Если я правильно понял, то я первый человек из Режа, кто сыграл за молодёжную команду, за «вышку» и сейчас за основную команду. Поэтому периодически родителям скидывают какие-то ссылки, спрашивают: ваш – не ваш? Конечно, очень приятно.
- Как сейчас выглядит корт, на котором ты начинал заниматься хоккеем? Также как и много лет назад?
- Именно там где начинал – да, ничего не поменялось. Но сейчас построили новую арену с крытым катком, со всем оборудованием, так что есть в городе новая арена.
- Ты всегда был выше сверстников?
- Поначалу я не настолько выделялся ростом, как сейчас. Примерно одного роста все были, я был чуть-чуть выше, но были также ребята, как я, и даже повыше.
- Что за команда такая у вас была, если ты не выделялся ростом?
- Просто лет в 13-14 я не сильно выделялся ростом, а потом за одно лето вырос на 7-9 сантиметров и стал самым высоким в команде.
- Считается, что габаритным игрокам бывает сложнее развивать технику, координацию. Тебе приходилось дополнительно работать над этим, чтобы не уступать в этом компоненте другим?
- Да, это правда, мне кажется, и кататься тяжелее и в плане координации движений. Но мы постоянно работаем вместе с тренерами, мне подсказывают, как и что лучше сделать, я всегда прислушиваюсь, стараюсь выполнять, что мне говорят – это помогает развивать и координацию и катание.
- А при оборонительных действиях это является преимуществом?
- При оборонительных действиях больше должна работать голова, нежели катание и координация, конечно, это важно, но главное, это голова. Если сможешь перестроиться головой, то это больше будет влиять на игру в обороне, чем всё остальное. Всё идёт от головы.
- В каком возрасте ты переехал в Екатеринбург, и кто был главным инициатором переезда?
- Я переехал в Екатеринбург в возрасте 7 лет, инициатором был мой первый тренер в Реже, который видел, что у меня есть определённые успехи. Я играл в команде, где ребята были на 2-3 года старше, и несмотря на это, я не выпадал из игры. Тренер сказал, что нужно ехать на просмотр, и я поехал на просмотр в «Спартаковец» - удачно его прошёл.
- Чем занимаются твои родители? Приходилось ли им жертвовать работой или ещё чем-то, чтобы помочь тебе в спортивной карьере?
- Конечно, приходилось идти на жертвы. В то время с формой всё не так просто было, клюшки брали у знакомых, когда ещё были клюшки, в которых перо идёт отдельно и отдельно палка. Но в первую очередь, приходилось жертвовать сном: ещё до переезда, когда я жил в Реже, на тренировки приходилось ездить по выходным, начинались они в 8 утра. Родителям приходилось вставать в 5-5:30 утра, чтобы отвезти меня на тренировку. А потом я час покатался – и едем в обратную сторону, в свой выходной.
- Из Екатеринбурга до Режа ехать чуть больше часа, часто ли удаётся бывать там, много ли там живёт родственников или друзей?
- Учитывая, что я рано переехал, друзей у меня там не так много, все в основном перебираются в Екатеринбург - город рядом, возможностей больше. Родственники живут в Реже, бабушки, дедушки. Стараюсь по возможности навещать, в течение сезона это не так просто делать, но по окончании сезона, конечно, приезжаю.
- Как и с кем ты провёл два дня новогодних праздников?
- Провёл с семьей, посидели отдохнули, пообщались, потому что не так много времени во время сезона есть, чтобы поговорить лично, не по телефону. Праздник встретил с семьёй, лег спать, а там уже и на тренировку нужно было идти.
- Много ли твоих персональных болельщиков посещают матчи «Автомобилиста»?
- На самом деле, немного: если кто-то придёт – уже хорошо. Родители иногда ходят, девушка приходит, поэтому не сказал бы, что много.
- В этом сезоне ты успел сыграть за все три команды клубной системы, в трёх разных лигах. Скажи честно, сложно ли тебе переключаться с КХЛ на ВХЛ или МХЛ? Насколько в трёх разных командах различаются требования тренеров к тебе?
- Требования не сильно отличаются, везде я должен играть в тот хоккей, в который могу и умею, быть максимально полезным команде – я это понимаю. Переход с уровня на уровень даётся непросто, самый сложный переход - это из ВХЛ в КХЛ. Тут скорости выше, решения нужно принимать быстрее. А в обратную сторону переход даётся легче. В молодёжной команде я проводил не так много матчей, когда меня отправляли в МХЛ, поэтому не успевал перестроиться на молодёжный хоккей, соответственно, не так сложно было.
- Не сложно ли для тебя после тренировок и игр в КХЛ находить мотивацию для участия в матчах более низкой по уровню игры лиги?
- Нет, конечно, не сложно, мне всего 19 лет, хочется, как можно больше матчей сыграть, неважно, какая это будет лига. Конечно, за первую команду играть приятнее, но даже, когда спускают тебя в молодёжку, хочется доказать, что ты не зря играешь на уровне КХЛ, заслуживаешь там быть. Помимо этого всегда приятно помочь команде голами, набранными очками.
- Вспомни свой первый матч в КХЛ, свою первую смену. Насколько удачными они были?
- У меня в первом матче в КХЛ как раз и была одна смена. Это было в Нижнекамске, было довольно неожиданно: шёл второй период, и ничего не предвещало, что я выйду. Назвали мою фамилию, сразу почувствовал «мандражик», который всегда присутствует в таких ситуациях. Была пауза в игре, и я вышел на лёд, стало поспокойнее, вроде понимал, что нужно делать, шайбу не удалось потрогать в этой смене, но эмоций было очень много, и запомнится этот момент надолго.
- В чём, в первую очередь, для тебя ощущалась разница между КХЛ и другими лигами? В скорости или в жёсткости единоборств?
- В первую очередь, и самое основное, - это скорость принятия решений. Очень мало времени подумать, всё нужно делать быстро и чётко, поэтому это и КХЛ.
- В этом сезоне ты поначалу часто оставался 13-м нападающим, который в основном смотрит игру со скамейки, но может так и не выйти на лёд. Сложно в такой ситуации держать концентрацию и быть в любой момент готовым выйти?
- Не сказал бы, что сложно. Ты же всё равно находишься в игре, стараешься поддерживать команду, где-то можешь с ребятами поговорить, обсудить игру, какие-то моменты. Поэтому тренеры всегда говорят, что нужно в любой момент быть готовым, потому что любая травма или ещё какие-то моменты могут потребовать от тебя выхода на лёд, поэтому не сказал бы, что это тяжело.
- Как тебя приняли в главной команде? Кто больше всех помогает, подсказывает?
- Приняли хорошо, больше всего помогают ветераны команды – Толя Голышев, Сергей Широков, Никита Трямкин, большое им спасибо за то, как приняли, за советы.
- Какой главный совет от них получил?
- Наверное, как перестроить голову к матчам в первой команде. Они помогли подойти к первым матчам готовым ментально, подсказали, как реагировать на какие-то вещи, например, если допустил ошибку.
- Ты рассказывал год назад, когда в основном играл только в МХЛ, что тебе тяжело даётся совмещение хоккея с учёбой в УралГУФК. Сейчас стало ещё сложнее?
- Сейчас это почти невозможно, постоянные переезды, перелёты, игры, тренировки. Но хорошо, что там есть понимающие люди, которые знают, что я не просто так не посещаю занятия или не успеваю что-то делать. Так что полегче стало.
- В матче против «Трактора» ты поучаствовал в шайбе Хрипунова, после которой счёт стал равным. Игра при полных трибунах, первое результативное действие – это кайф?
- Да, на самом деле, эмоции незабываемые. Долго ждал этого. Ну, не то чтобы ждал, просто хочешь не хочешь, будешь думать об этом: 12-13 игр и 0 набранных очков – это всё равно не очень хорошая статистика для нападающего. Когда Стёпа забил, трибуны закричали, были незабываемые эмоции!
- Много ли поздравлений получил после матча, и от кого поздравление получить было наиболее приятно?
- От родителей было наиболее приятно получить поздравления, а так ребята из молодёжной команды написали, все смотрели игру, многие на трибунах были, было приятно.
- В раздевалке тебя выбрали лучшим игроком матча, а это в том числе и ответственность, ведь ещё надо и речь произнести. Такие моменты добавляют уверенности?
- Мне кажется, наоборот, это нервный момент: волнуешься, когда выбирают. Говорить речь перед раздевалкой достаточно волнительно, но вроде бы неплохо справился, хорошо, что есть заготовленные, проверенные фразочки, которые спасают в таких ситуациях.
- Ты говорил, что в детстве одним из любимых твоих игроков в «Автомобилисте» был Алексей Симаков. Ты много времени провёл под его руководством в молодёжке, какой самый ценный совет от него можешь вспомнить?
- На самом деле, очень сильно порадовало, что в прошлом сезоне мы играли в атакующий хоккей, многое нам позволялось делать на чужой половине, мы забили больше всех на Востоке. Было много игроков, заточенных под атакующий хоккей: Никита Бледнов, Влад Раздъяконов, Никита Ишимников. Если бы тренер запрещал играть активно в атаке, то результат был бы другим.
- Расскажи о своих целях на остаток сезона? Ждёшь ли своего первого гола в КХЛ?
- Конечно, жду, но не заостряю на этом внимание. Главное – это приносить пользу команде, выкладываться на полную, стараться изо всех сил, и всё будет хорошо.