Алексей Алексеев: «Хочется, чтобы не мы давали людям игровое время, а они сами забирали его»
28 апреля 2023
Главный тренер «Горняка-УГМК» Алексей Алексеев подводит итоги сезона.
- Алексей Александрович, насколько ваш второй сезон в «Горняке-УГМК» отличался от первого?
- Когда мы с вами общались год назад, я говорил, что второй сезон, как правило, получается сложнее первого. Так оно и вышло. Лично для меня намного сложнее было, во-первых, держать ту планку, которую задал «Горняк» и до меня, и в прошлом чемпионате. В этот раз в регулярке были у нас такие «качели» - выход в плей-офф решался в последнем матче. Поэтому в психологическом плане было сложнее. Но то, что отличало этот сезон от прошлого – у нас около половины игроков команды попробовали свои силы в КХЛ. Было достаточно плотное общение с первой командой, было взаимодействие с молодёжкой. Многие ребята смогли даже отличиться, проявить себя в первой команде. Это было отличительной чертой нынешнего сезона. Плюс, необходимо было найти правильный подход к игрокам: когда хоккеисты привлекаются в первую команду, то уходят туда с положительными эмоциями, хотят себя там проявить, а когда возвращаются к нам, задают вопросы: «Почему я? Почему меня отправили обратно?» И здесь приходится находить педагогические приёмы, чтобы вернуть их в правильный настрой, чтобы они быстрее адаптировались и нашли дополнительные силы и мотивацию, чтобы вновь участвовать в чемпионате ВХЛ, быть в команде, в игре. Всегда все мечтают сыграть в КХЛ, пробиться в первую команду. А чтобы они влились в коллектив и правильно относились к работе, к игре – в этом и заключалась сложность. Но я думаю, что в целом мы справились с тренерским штабом. В этом также большая заслуга и докторов, массажистов, администрации, всего штаба. Я очень благодарен им за проделанную работу, благодарен руководству клуба за доверие, за то внимание, которое они нам оказывают. Был очень интересный сезон. На одном собрании, когда мы были за пределами первых 16 команд и не попадали в Кубок Петрова, мы говорили, что интересно будет выбраться из этой ситуации – и нам как тренерско-административному штабу, и команде. Я думаю, что ребята справились с этим, неплохо сыграли в плей-офф.
- Вы говорили про «качели» по ходу регулярного сезона. Из-за чего они происходили?
- Первая причина: у нас не пошло большинство, потеряли немного креативность в атаке. В том сезоне у нас было, по-моему, 21% реализации большинства – мы забили 43 шайбы. А в этом – всего 13% и 26 шайб. Разница – 17 шайб. Вот этот момент не позволил нам более уверенно идти по сезону. А молодёжи не всегда свойственно умение держать удар. В этом сезоне нам этого не хватало. Хотя, если вспомнить начало чемпионата, то мы выиграли первые четыре игры на выезде, причём и проигрывали там по ходу матчей, и вытаскивали их. Но потом произошёл какой-то момент по ходу домашней серии, когда появилась определённая неуверенность в своих силах. Вот это надо было пережить нам, поправить всем вместе. Думаю, нам это удалось. Когда вышли травмированные ребята у первой команды, и к нам вернулось из КХЛ достаточно много человек, которые их заменяли - удалось более менее стабилизировать состав, костяк, который был постоянно в тренировочном процессе, удалось поправить турнирное положение. Но основная причина таких «качелей» - это молодость. И, думаю, что ещё всё-таки у нас не такое мастеровитое в этом году было нападение. Если посмотреть, в том году в атаке у нас семь человек забили 10 и более шайб. А в этом году было 10-12 человек с 7-8 шайбами. 10 шайб никто не забил. Но зато больше хоккеистов забили в этом году голы. Оборона у нас в этом сезоне забила меньше голов, чем в прошлом – не такая креативная у нас была синяя линия. В этом плане я вижу резервы – то, что нам надо будет подправить в следующем сезоне.
- Когда команда, несмотря на все сложности, вышла в плей-офф, вы говорили в интервью, что собираетесь там пошуметь. На чём была основана ваша уверенность?
- Когда мы сыграли крайнюю игру и выполнили задачу, то все вместе разговаривали с ребятами в раздевалке – и это именно от них шло: «Мы хотим пошуметь в плей-офф». Откуда такая уверенность? Мы видели их глаза и их отношение, их веру в себя – на этом было основано всё. Плюс, как вы знаете, раньше считалось, что вратарь – пол команды. А сейчас, и плей-офф это доказывает, вратарь – это даже не 70, а 90 процентов успеха. И в этом пане мы очень здорово сыграли в серии с «Югрой». Ключевые спасения в нужных ситуациях были в первой игре в Ханты-Мансийске, выход 2 в 1 был, например, когда мы проигрывали, здесь в шестой игре, когда при счёте 0-1 при игре 4 на 5 ключевое спасение было вратарское. Забей соперники вторую шайбу… Мы потом сравняли и выиграли 2-1. Вот такие моменты нам, наверное, и позволили проявить себя в первой серии.
- Напрашиваются параллели с плей-офф предыдущего сезона.
- Тут параллели только в названиях. Если брать прошлогоднюю серию с «Югрой», то там мы достаточно много играли в атаке. А в этой серии с «Югрой» мы, наоборот, больше играли в обороне. Если все игры посмотреть, то больше владела шайбой «Югра», больше бросков нанесла. Мы здесь больше оборонялись. В том же сезоне мы действовали приблизительно одинаково с «Югрой» и в атаке, и в обороне – там нюансы только решили. Крайнюю игру, если вспомните, 3-0 там вели, но какая-то нервозность не позволила нам довести матч до положительного результата. Если говорить о сериях с Новокузнецком, то и тогда и сейчас мы больше сыграли в атаке. В этом сезоне нас можно было сравнить и по владению шайбой, и по количеству бросков. Но на этот раз сплоховала реализация моментов, плюс овертаймы – мы неплохо играли первый матч, но в овертайме пропустили нелепый гол. Во второй игре также вели, но проиграли… Самая главная причина, почему мы не смогли добиться положительного результата с «Кузней» - это дисциплина. Были ненужные удаления. Это же было у нас и по ходу регулярки, и это не позволило нам добиться положительного результата во втором раунде плей-офф.
- Дисциплину можно натренировать?
- Это требование идёт с предсезонных сборов. Это всё происходит потому, что здесь эмоций очень много. Игроки хотят многое сделать, проявить себя, эмоции зашкаливают. А эмоции у ребят нельзя подавлять, когда они стремятся проявить себя. Чувства ответственности перед командой, перед клубом – этого, может быть, чуть-чуть не хватило. Нельзя сказать, что мы чего-то не хотели. Но даже если вспомнить то удаление в крайней игре плей-офф, которое мы получили в средней зоне – оббегай справа или слева, а мы удаляемся на ровном месте, после чего нам забивают гол. Вот таких моментов нужно избегать. Но мы учимся, и ребята учатся. Я им после второй серии сказал: «Мы должны все вместе выносить уроки – что можно делать в начале, в конце периода, в концовке матча, в критических моментах, а что нельзя». Мы очень много хорошего сделали в матчах с «Югрой», но в то же время, видя, что мы можем добиться положительного результата в серии с Новокузнецком, позволяли себе такие вещи, которых в плей-офф мы не должны себе позволять. Если ребята вынесут из этого положительный урок, то могут дальше шагнуть – и как игроки, и как команда. Что ещё бросилось в глаза, начиная с предсезонки: не нашлось явной замены тем ребятам, которые ушли – Ивашову, Гришакову, Кизимову, который покинул команду уже по ходу сезона. Не было таких игроков, которые сразу бы стали лидерами команды. По ходу сезона, уже в плей-офф, да, появились лидеры. Но на первой стадии такого у нас не получилось. Поэтому, может быть, и были «качели». Потому что в нужный момент лидеры должны проявлять себя. Мы говорили с ребятами об этом, пытались вместе с тренерским штабом им это донести: нужно проявлять себя, чтобы потом на них обратили внимание в первой команде. Вот такого сразу не получилось.
- Вы упомянули Кизимова, который весьма уверенно влился по ходу сезона в команду КХЛ «Нефтехимик». Ожидали ли от него такой игры на этом уровне, и, может быть, ожидаете ещё от кого-то из нынешних игроков «Горняка» подобного всплеска?
- Здесь надо понимать, в какой именно команде окажется молодой игрок. Если «Автомобилист» - это претендент на первые места и один из лидеров лиги, то и соперники настраиваются на него по-другому. А если брать тот же Нижнекамск – то к нему настрой немножко другой у соперников. Поэтому в топ-клубах сложнее проявлять себя, в отличие от тех команд, которые находятся ниже. Вспомните того же Панарина, вспомните Гусева, который начинал с «Амура». В этих командах легче проявлять себя молодёжи. Тот же Капризов, который начинал в Новокузнецке. Здесь всё-таки уровень мастерства должен соответствовать уровню команды. Ну а за Семёна Кизимова мы очень рады. Честно говоря, опасались, как у него всё поучится. Но ему доверили место в составе, и он этим шансом воспользовался. Рады, что так всё получилось у него.
- Защитник Александр Севостьянов также получил в прошлом сезоне хороший опыт игры в КХЛ, в том числе и в плей-офф. Заметили в его игре прогресс по сравнению с прошлым сезоном? В Кубке Петрова его игра в большинстве была великолепна, хотя в регулярке он действовал, как показалось, менее ярко.
- Да, так и есть. Он пришёл в ВХЛ и хотел очень много сделать ненужных вещей. Где-то хотел более креативно сыграть, подержать шайбу, хотя в тех моментах нужно было отдать, попроще где-то сыграть, бросить. А он хотел сделать больше, чем требовалось. И это ему мешало. Мы с ним разговаривали по ходу чемпионата, показывали видео, из каких позиций он забивал при 5 на 4, где он играл. И мы рады, что это проявилось в плей-офф. В регулярке это, к сожалению, не поучилось, поэтому, может быть, мы и недобрали там где-то очков – не достучались сначала до Александра. А то, что он сыграл здорово в плей-офф, и в некоторых матчах чемпионата тоже проявил себя, я думаю, он эти моменты должен с собой забрать и дальше с ними шагнуть выше. Эти вещи он должен запомнить и должен будет добавить в следующем сезоне.
- С вами по ходу заключительного тренировочного цикла работали игроки молодёжного состава. Пока ещё рано что-то говорить об их перспективах в команде?
- Самое главное, все тренировались с желанием. Знаете, мы смотрим на то, какие они принимают решения – правильные или неправильные в хоккейном плане. А то, что желание у них есть проявить себя, это радует. О том, кто останется с нами, а кто нет, говорить пока рановато.
- МХК «Авто» возглавляет в недавнем прошлом ваш помощник Алексей Симаков. Как проходит ваше с ним взаимодействие?
- Да, мы общались с ним по четырём кандидатурам, которые он нам рекомендовал. Мы на этих ребят посмотрели. Кого-то, возможно, и оставим. Остальные ребята ещё могут играть за команду МХЛ.
- По ходу сезона некоторые игроки могут выступать сразу в трёх лигах – МХЛ, ВХЛ и КХЛ. Но насколько для них самих такой опыт может быть полезен – постоянная смена команд и уровня?
- Моё виденье такое: если игрок соответствует уровню игры в КХЛ, то он должен работать в КХЛ и по возможности играть какие-то важные матчи в ВХЛ и МХЛ. Если он не соответствует уровню КХЛ, но соответствует ВХЛ, то должен основное время проводить в ВХЛ, и иногда помогать первой команде, если ей это необходимо. Здесь надо отталкиваться от возможностей и игры хоккеиста, от того, какой команде он подходит. Но молодые игроки в этом возрасте должны играть. Когда человек не играет, где-то теряется уверенность. Но и хоккеисты должны соответствовать требованиям, которые к ним предъявляют.
- Сильно ли подготовка к новому сезону будет отличаться от предыдущей?
- Мы будем отталкиваться от первой команды. Конечно, хочется делать упор на атаку. Хочется, чтобы больше было хоккеистов, которые бы становились лидерами и сами забирали своё игровое время. Я ребятам на предсезонке всегда говорю: «Сейчас вы зарабатываете себе игровое время на сезон». Хочется, чтобы не мы давали людям игровое время, а они сами забирали его доказывали своё право играть в большинстве, в меньшинстве, в ключевые моменты, чтобы проявляли себя как лидеры команды, как игроки, претендующие на право играть в первой команде. А основная подготовка пройдёт у нас в стандартном ключе: от добра добра не ищут, хотя, конечно, будем вносить какие-то коррективы в свете всех новых веяний, которые мы увидели в минувшем сезоне.