«Именно эту команду хотелось как можно дольше показывать людям» // Максим Рябков и Николай Заварухин подвели итоги сезона
16 марта 2023
Директор ХК «Автомобилист» Максим Рябков, а также главный тренер «Автомобилиста» Николай Заварухин подвели итоги сезона 2022/23 и ответили на вопросы журналистов.
Максим Рябков:
- К сожалению, задача, которая ставилась перед командой перед началом этого сезона, не выполнена. И с этой точки зрения оценка по сезону не может быть хорошей. Но так можно рассуждать, если мыслить в чёрно-белой парадигме. Потому что поражение поражению рознь, неудача неудаче рознь. И в данном случае мы меряем успех или неуспех сезона, в котором сыграно 75 официальных матчей (68 – в регулярке и 7 – в плей-офф), расстоянием от победы до поражения, которое оказалось абсолютно равным ширине перекладины, в которую шайба попала после броска Лёши Василевского в овертайме седьмой игры. Наверное, именно это расстояние и разделило нас от того, чтобы выйти во второй раунд и оставить за бортом действующего вице-чемпиона КХЛ – магнитогорский «Металлург». Много это или мало – вопрос философский. Каждый для себя увидит то, что в первую очередь хочет увидеть. Но, ещё раз говорю, за общим формальным результатом, который показал наш клуб в этом плей-офф, наверное, надо не забывать о том, что было много вещей, которыми болельщикам и игрокам можно гордиться, за которые людей можно благодарить.
А в целом, если говорить о сезоне, то он получился необычным. Он был, наверное, самым длинным из тех, в которых мы принимали участие. Это стало новым опытом и для игроков, и для тренеров. Сезон для нашей команды получился неровным. На каких-то этапах мы выглядели замечательно. На каких-то этапах выглядели провально. Но в итоге, так или иначе, нам в четвёртый раз за последние шесть сезонов удалось финишировать в верхней части турнирной таблицы, получив преимущество своего поля. Да, спадов, наверное, ни одна команда не избежала в этом сезоне, и «Автомобилист» не исключение. Иногда их трудно логически объяснить и найти какие-то закономерности. Это мы ещё будем с тренерами нашей команды анализировать. Время есть, чтобы лучшее взять в будущий сезон, над худшим поработать и исключить, по возможности, в будущем. Потому что у нас бывали недели, когда мы без вариантов уступаем дома «Авангарду» или «Трактору», но через несколько дней достаточно уверенно обыгрываем ЦСКА или очень строго по заданию одерживаем сухую победу в Новосибирске. Были отрезки, когда мы теряли от 7 до 12 игроков основной обоймы, как это произошло в октябре. Причём, сразу могу сказать, что эти травмы были механического свойства – переломы в основном. Не было закономерности какой-то, когда, например, игроки массово приводящую мышцу повреждали, или ещё что-то. И в этот момент очень здорово сработала клубная система, которая последние годы развивается. И тогда парни из клубной системы достойно выступили, не дали главной команде серьёзно просесть. И мы первую стадию чемпионата перед декабрьской паузой закончили на первом месте на Востоке.
Николай Заварухин:
- Понятно, что команда не выполнила задачу на сезон, не смогли пройти «Металлург», который стал основным нашим соперником в этом чемпионате. Это мастеровитая команда, финалист Кубка Гагарина. Если говорить более детально, то я считаю, что основная причина такого результата – травма Юхана Маттссона. Она сыграла важную роль. Юхан подошёл в хорошей форме к плей-офф, держал в игре команду. Ну и не совсем логичные голы, которые мы пропускали в овертаймах. Также в последней игре третий гол – рикошетом от двух коньков. Но спорт такая штука – кому-то везёт. Но мне как тренеру не стыдно за команду, за то, как ребята выходили в плей-офф, бились – кто на уколах играл, кто с температурой. Никто не говорил: «Я не могу». Все были готовы биться за команду, биться за болельщиков. И немножко остался осадок от недосказанности в этом сезоне.
- Три поражения в овертаймах в серии с «Металлургом» - это некая недоработка, либо несчастное стечение обстоятельств?
Николай Заварухин:
- Да, три поражения в овертаймах. То, о чём говорил Максим Николаевич: Василевский бросает в перекладину, а в следующей смене мы пропускаем. Хотя, по правде говоря, Магнитогорск в последнем овертайме лучше играл, чем мы. Что касается первого овертайма, то вы видели, какой гол мы сами себе забили. И я считаю, что там было преимущество наше – много было моментов, которые не реализовали. Овертайм, который был в Магнитогорске, тоже закончился нелогичным голом с рикошетом. Про последний овертайм могу также сказать, что у соперников было больше эмоций, осталось больше сил.
- Остаётся ли Николай Заварухин дальше работать с командой?
Максим Рябков:
- Хороший повод объявить при всех, что у нас достигнута договорённость о подписании контракта с Николаем Николаевичем ещё на два года.
Николай Заварухин:
- Мне очень приятно работать в Екатеринбурге, всё устраивает здесь. Хорошее отношение. Только нужен результат. Очень охота добиться результата. Это большая ответственность, которую я взял на себя. Понимаю, что делать и куда двигаться дальше.
- На протяжении четырёх сезонов «Автомобилист» не может пройти первый раунд плей-офф. В чём основная причина? Насколько это бьёт по психологии ребят?
Николай Заварухин:
- Тут сказывается определённый опыт игроков. Все хотят выиграть, но где-то что-то в какой-то момент не получается. С опытом это приходит. Надеюсь, на следующий год мы выполним поставленную задачу.
Максим Рябков:
- Ощущение внутреннее, может быть, не у меня одного, что нынешний «Автомобилист» отличался и по энергетике, по уровню игру, по заряженности на борьбу в плей-офф от предыдущих версий команды. И, может быть, от этого особенно горько, что закончилось всё раньше, чем могло бы. Именно эту команду хотелось как можно дольше показывать людям – с тем хоккеем, в который мы играли. Мы реально играли большинство матчей с позиции силы, играли в хоккей атакующий. Да и в регулярке мы на Востоке наряду с «Магниткой» и «Авангардом» вошли в тройку самых результативных команд, играли от атаки. В каждый из сезонов, наверное, свои проблемы были. В прошлом году нам не хватило вратаря. В этом сезоне вы видите команды, которые в прошлом году успешно играли в плей-офф, а нынче даже не попали в плей-офф – по таким же причинам, схожим с нами, когда вратарская позиция оказалась по той или иной причине неукомплектованной. Мы в прошлом году Юхана Маттссона перед дедлайном смогли добыть для нашей команды, но там случился омикрон, и концовка чемпионата, как вы помните, была отменена – четверть чемпионата не доиграна оказалась. В один из сезонов у нас мой сегодняшний сосед по пресс-конференции – Николай Николаевич – стал одной из причин того, что мы не прошли команду, которую он тогда возглавлял. Закономерности найти тяжело, потому что, во-первых, разные тренеры работали, во-вторых, разные соперники на пути попадались. Но ясно одно: в этом году команда была максимально близко к тому, чтобы задачу выхода в следующий раунд решить.
- Кроме трёх овертаймов в плей-офф, «Автомобилист», начиная с середины декабря, шесть раз сыграл вничью в основное время, но при этом ни разу не выиграл – ни в овертаймах, ни по буллитам. Получается, что девять раз подряд в случае ничьи в основное время, победителями в итоге становились соперники. В чём причины? Трудно представить, что это только лишь стечение обстоятельств.
Николай Заварухин:
- Вы правильно говорите, что это не только стечение обстоятельств. Что касается буллитов, то тут играет роль мастерство ребят, мастерство вратаря в этом компоненте. И, конечно, если мы говорим об овертаймах 3 на 3, то тут функциональное состояние ребят влияет на многое. В принципе, мы наигрывали действия в овертаймах, тренировали правильную смену, контроль шайбы – но где-то, может быть, и не хватало этого функционального состояния.
- В «Автомобилисте» по ходу сезона играли три вратаря – и Маттссон, и Бобков, и Галкин. Всем давался шанс. В итоге вы угадали с вратарём – Маттссон очень хорошо выглядел в плей-офф до травмы. В какой момент был сделан выбор в пользу него?
Николай Заварухин:
- Я с самого начала верил в него. Он более спокойный вратарь в матчах плей-офф. Плюс, когда он играл в воротах, команда более спокойно при нём действовала именно в обороне. Да, у него есть свои проблемы, он часто приходил и говорил, что заболел – часто какие-то проблемы со здоровьем возникали. В этом были основные трудности. А так, уже несмотря на то, что Игорь Бобков отыграл в Новосибирске в последней игре регулярки на ноль, мы с тренером по вратарям решили, и я сам определился, что начнёт плей-офф Маттссон.
- Известно, что в следующем сезоне будет сокращено количество легионеров. В «Автомобилисте» они играли едва ли не ведущую роль. Есть ли понимание, как клуб будет выходить из сложившейся ситуации, кто останется?
Максим Рябков:
- У нас есть понимание, кто из легионеров на данный момент находится на контрактах. Это Брукс Мэйсек и Ник Эберт. У нас есть понимание, кто этот триумвират дополнит. Очень важную роль будет играть наша селекционная работа по поиску русского первого номера – вратаря. От этого мы будем очень сильно отталкиваться в селекции по остальным позициям. А вообще, конечно, с сожалением приходится констатировать, что так произошло. Обычно лига всегда стратегически нас предупреждала: «Ребята, через три года будет потолок зарплат такой-то, потом – такой-то» И мы как-то готовились, выстраивали эту стратегию, в том числе в своё время и «Горняк» создавался из-за необходимости иметь «подушку безопасности» кадровую, достаточно недорогую. Здесь же нам по ходу сезона сказали: «Вот вам три легионера с 1 августа». Значит, будем стараться определить ключевые позиции иностранные, которые нам жизненно необходимы. А по всем остальным будем интенсифицировать селекционную переговорную работу по достойным русским кандидатам, которых сейчас не так много на рынке по любой позиции, включая вратарскую.
- Придётся ли расставаться с тем же Маттссоном, и соответствует ли правде информация, что вы рассматриваете кандидатуру Евгения Аликина для усиления вратарской позиции?
- Евгения Аликина как ключевого свободного агента на рынке русских вратарей, наверное, рассматривают в это межсезонье все. Мы будем ещё думать, мы будем анализировать. Можно, конечно, взять четырёх легионеров в заявку команды на сезон, но тогда нужна будет постоянно какая-то ротация, если все живы и здоровы. Будем смотреть. Сейчас обсуждаются несколько версий, в том числе и по телеграм-каналам которые гуляют, об ограничениях по количеству игроков в заявке на сезон, об изменении возраста наступления статуса неограниченно свободного агента. И пока тоже не понятно, будут приняты эти вещи или не будут. Они очень серьёзно влияют на работу, и с точки зрения стратегии хотелось бы их знать заранее – за год или за два. Но как раз в этом случае, одном из немногих, можно сказать, что большинство находится в равных условиях. Будем находить решение. У нас есть структура, у нас есть система, из которой тоже в случае необходимости ролевых игроков можно черпать. Другое дело, что ваш вопрос касается ключевых фигур, базовых для успешной команды. Здесь всё немножко сложнее, но мы будем стараться.
- Кёртис Волк остаётся в команде?
Максим Рябков:
- Да, я его не упомянул, потому что мы говорили именно про легионеров с действующими контрактами. У Кёртиса тоже действующий контракт, но он не является легионером, мы его сразу на два года подписывали. Безусловно, он остаётся. Его, кстати, хочется поздравить: он вчера был признан КХЛ лучшим нападающим всей лиги лучшим нападающим первого раунда Кубка Гагарина. Это тоже большое персональное достижение и большая оценка его выступления в составе «Автомобилиста».
- Сезон очень откровенно разделился на две части – до декабрьской паузы и после. И всех волнует, что в эту декабрьскую паузу произошло?
Николай Заварухин:
- Хороший вопрос. В принципе, не скажу, что в декабрьскую паузу были запредельные нагрузки. Мы многим ребятам дали побольше отдохнуть, в том числе иностранцам – они поехали домой, около 7 дней был перерыв. И вот, наверное, этого короткого времени на подготовку не хватило немного.
- Что происходит с новой строящейся ареной?
Максим Рябков:
- В этом смысле хочу сделать отсылку к материалу, который на прошлой неделе наши коллеги разместили в youtube. Там есть экскурсия по строящейся арене. Даниил Владимирович Крицкий, мой хороший коллега, возглавляющий строительство того спортсооружения, всё достаточно детально рассказывал и объяснял. Я, чтобы не повторяться, скажу лишь, что строительство продолжается, идёт поиск вариантов параллельного импорта, завоза оборудования и так далее. Но в связи с этим официально акционерами ещё осенью было принято решение о переносе сроков потенциального запуска объекта в эксплуатацию с декабря 2023 года на декабрь 2024-го. С точки зрения строительных работ готовность арены достаточно высокая. Вопрос в инженерном оборудовании, которое достаточно уникальное для такого рода сооружений. Хочется же, чтобы было достаточно современное оборудование, а не просто хоть что угодно.
- Если у клуба есть действующие контракты с легионерами, количество которых превышает допустимую норму в три человека, ответственность за контракты ложится на клуб?
Максим Рябков:
- Думаю, лига нам объяснит, каким образом это будет решаться. В данный момент нас просто поставили в известность. У нас в клубе ситуация такова, что перебора иностранных контрактов нет, поэтому мы глубоко не погружались в эту тему. Клубы, у которых эти обязательства имеются, естественно, могут задать вопрос, который будет логичным и справедливым: что делать с расторжениями и потолком зарплат?
- Николай Николаевич, кто вас разочаровал в плей-офф?
Николай Заварухин:
- Больше всего разочаровал результат. Ожидал, что нижние звенья возьмут на себя большую роль, что будет больше борьбы, агрессии, голов. Больше голов ожидали от Голышева, он лидер команды, у него была травма перед плей-офф, но он вышел и отыграл, как смог. У него были неплохие моменты в Магнитогорске – в игре, которую мы проиграли, у него было 2 стопроцентных момента. Реализации этих моментов, возможно, и не хватило.
- Павел Дацюк, является лицом екатеринбургского хоккея, но в последнее время отошёл от публичной жизни, хотелось, чтобы он был больше интегрирован в дела «Автомобилиста»?
Максим Рябков:
- Сегодня он будет на арене, и вчера мы вместе смотрели матч нашей молодёжной команды, в котором «Авто» выиграло у нижегородской «Чайки». Публичная активность - это выбор каждого персонально.
- А клубная должность у него есть?
Максим Рябков:
- Менеджер по развитию игроков, он курирует молодёжную команду в этом году. Именно в работе с игроками на льду, в том числе.
- В том, что ребята из «Авто» хорошо выступают в плей-офф – это заслуга Дацюка?
Максим Рябков:
- Он работает с ними на льду, а селекционная работа по молодёжке к этому сезону была проведена нами до его вступления в должность. Павел выразил заинтересованность быть куратором этой команды, и мы вместе с акционерами, безусловно, эту возможность ему предоставили, дальше посмотрим. Он пробует для себя что-то новое – насколько ему интересно, комфортно в этой роли. Он вовлечен в процесс, когда он в городе, то всегда находится на арене, вместе с командой.
- Николай Николаевич, говорят: выигрывает команда, а проигрывает тренер. Можете ли признать, что серия с «Металлургом» - это было больше тренерское поражение, и что Илья Воробьёв где-то вас переиграл?
Николай Заварухин:
- Вы правильно сказали, что проигрывает тренер. Не скажу, что в тактическом плане мы проиграли, не могу сказать, что при игре 5 на 5 мы смотрелись хуже. Главную причину я назвал – это травма вратаря. Что касается игры 5 на 4, то наша команда хорошие голы забила, а при игре 4 на 5 пропустили всего в двух матчах.
- Может, команде духа не хватило в серии с «Магниткой»?
Николай Заварухин:
- Было много борьбы, много единоборств, которые мы выигрывали. Читал, что обе команды начали играть от обороны, но плей-офф – это и есть игра от обороны, и это самое главное.
- Кто вас удивил по-хорошему в этом плей-офф?
Николай Заварухин:
- Конечно же, это Кёртис Волк, который был лидером команды. Также и Ник Эберт – хотя мы знали, кого берём, это один из лучших защитников КХЛ, я считаю. Они здорово провели плей-офф. И, конечно же, Маттссон постоянно держал команду в игре.
- В этом году в команду постоянно подключали молодых игроков, будет ли этот курс продолжен в следующем сезоне, кого из молодых игроков видите в составе первой команды?
Николай Заварухин:
- Виктор Неучев хорошо влился в этом году, талантливый парень, давали ему шанс. Он хорошо провёл первую половину чемпионата, забил хорошие голы. Но молодёжь нестабильно играет, во второй части чемпионата давали ему возможность сыграть в ВХЛ, чтобы он почувствовал уверенность. Что касается молодых игроков, то, когда есть возможность, я всегда хожу на матчи «Авто». Там есть хорошие молодые ребята, тот же Ишимников, защитник 2005 года рождения, планируем взять его на сборы с нами. По нападающим пока нет определённости, пробовали, например, Куимова. Также есть и другие ребята, кто достоин пройти сборы – всё в их руках.
- Что случилось с Да Костой? Начиная с дальневосточного выезда, казалось, что, даже в простых ситуациях он не мог принять шайбу и забросить?
Николай Заварухин:
- Не скажу, что было что-то такое. У него были травмы, но он выходил и играл. Он хотел помочь команде, шёл в лидерах чемпионата среди бомбардиров.
- Не было мысли изменить вектор строительства команды в сторону омоложения?
Максим Рябков:
- Вектор определяется, в первую очередь, акционерами клуба: какие задачи ставятся и какие средства выделяются. Следующая ступень – это мнение главного тренера. Дальше строим селекцию, смотрим, каких игроков можем взять со стороны, какие позиции можем перекрыть игроками из нашей структуры. Мне наша структура интересна, я очень доволен, что в своё время удалось убедить наших акционеров создать «Горняк», чтобы была преемственность и был более плавный переход от молодежного хоккея к мужскому. Возможно, они не всегда могут здесь раскрыться, но продукция «Горняка» становится определенным знаком качества: игроки фарм-клуба выходят на уровень КХЛ и, надеемся, что когда-нибудь они и у нас в «Автомобилисте» будут лидерами. На примере «Горняка-УГМК» могу сказать, что в той лиге мы обладаем одним из самых маленьких бюджетов, но при этом 4 года подряд попадаем в плей-офф и преподносим сюрпризы фаворитам: в прошлом году обыграли в серии новокузнецкий «Металлург», в этом сезоне впервые в истории ВХЛ в первом же раунде выбили победителя регулярного чемпионата - «Югру». Мы готовы к любому сценарию развития событий, но для того, чтобы добиваться больших целей в данный момент мы идём тем вектором, который был задан прежде.