«Если даёшь результат, ты на плаву». «Записки тренера»: Николай Заварухин
Материал KHL.RU.
7 октября 2022
Герой новой серии проекта «Записки тренера» – главный тренер «Автомобилиста» Николай Заварухин: он рассказал о своём пути в профессии, ностальгии по временам игровой карьеры и принципах построения коллектива.
«Бывает, что несовместимые на первый взгляд игроки дополняют друг друга»
– Как у вас в команде организован тренировочный процесс?
– Почти целый день мы проводим с хоккеистами. Подготовительная работа идёт постоянно, не заканчивается: мы обсуждаем планы, иногда что-то меняем. Бывает, что на вечерней тренировке планировали сделать одно, но посмотрели на ребят и решили скорректировать. Смотришь, как прошло занятие: где-то чего-то не хватает, анализируем видео, мониторим пульсовые зоны – на каком пульсе ребята работают, что нужно добавить.– Кто придумывает упражнения для игроков?
– Выбор упражнений зависит от каждого парня, что мы хотим из этого получить. Есть командные упражнения, есть технические для каждого игрока отдельно. Садимся вместе с тренерами – я предлагаю своё исходя из имеющейся базы, они высказывают своё мнение, и мы приходим к общему знаменателю. Сейчас много разных методик, видео. Главное – понимать, чего ты хочешь добиться от тренировки. Взять понравившееся упражнение у другого тренера – это не зазорно. При этом важно смотреть, смогут игроки это сделать или не смогут. Иногда можно поэкспериментировать.– Какая задача решается на предсезонных сборах?
– Физическое состояние ребят. Конечно, все приходят из отпуска в разных кондициях, хотя все парни – профессионалы, и начинают подготовку ещё до общекомандных сборов. В такие моменты мы стараемся их подтянуть, дать втягивающий микроцикл, кардио так называемое. И потихоньку начинаем переходить к более интенсивным упражнениям, где больше скорости и борьбы.– Часто говорят про «химию», которая складывается между игроками. Благодаря чему это происходит?
– Групповые упражнения в тройках, в парах – в составах, в которых они потом будут играть. Поначалу на сборах работаем в двусторонних и товарищеских матчах: смотрим, кто, с кем и как взаимодействует. Бывает, что несовместимые игроки становятся совместимыми: один – более жесткий, второй – технарь, больше любит играть в пас. Они друг друга дополняют.
«Когда играешь, ты нужен хоккею. Когда заканчиваешь, хоккей нужен тебе»
– В чем, по-вашему, главная функция тренера – это отец, старший брат, наставник-психолог?
– Наставник, который поведет за собой, в которого они поверят – в его работу и авторитет. И тогда они будут выполнять то, что тренер от них просит, что приносит результат. В какой-то мере тренер – ещё и психолог, игроки проводят с нами много времени, у нас как большая семья. Хотя я слышал, что многие парни ходят к психологам, с кем-то разговаривают об этом.– Начало сезона, вы заходите в раздевалку. О чем говорите?
– Понятно, что поздравляю с окончанием отпуска и началом сезона. Хотя в этот раз отпуск был довольно длинный. Так и сказал им: «Все соскучились по хоккею. Мы остались в долгу перед болельщиками и перед собой за прошлый сезон». Постараюсь, чтобы они поняли, что играют в отличном клубе, в котором созданы все условия, и они должны показать свой уровень. У нас есть хорошие ребята-мастера, которые должны прогрессировать ещё.– Бывало такое, что после тяжелого матча вы не знали, что сказать игрокам?
– Нет. Практически всегда я понимаю, какие слова нужны хоккеистам в конкретный момент. Это пришло с опытом – он всё равно нужен, чтобы быть главным тренером. Без этого никак.– Часто приводите в пример истории из своего игроцкого прошлого?
– Когда ты стал тренером, в тебе должен умереть хоккеист, и свои примеры нельзя приводить: «Вот я играл, то-то делал». Лучше рассказать это на примере абстрактного человека, объяснить таким образом. Это самое главное и правильное. Никогда не надо хвастаться своими успехами, надо стремиться вперед с командой.– Ностальгия по игре иногда просыпается?
– Да, хочется выйти на лёд и поиграть. Но время уже ушло, физиологию не обманешь. Теперь настало время работать тренером. Говорим ребятам, чтобы они ценили то время, пока они играют. В это время ты нужен хоккею, а когда заканчиваешь, то хоккей становится нужен тебе.
«Тренер должен держать эмоции в себе»
– Был какой-то важный урок, который вы усвоили, когда занимались хоккеем в детстве или юности?
– Главное – стремиться вперед, не останавливаться на достигнутом. Когда я был в молодёжном или юниорском хоккее, были первые сборы, но меня не вызвали в сборную СССР. Подходит тренер: «У тебя есть потенциал, работай. Тебя увидят, посмотрят и вызовут». Первые сборы я пропустил, но потом большие ни разу не пропускал.– В какой роли вам комфортнее – тренера или игрока?
– Это всё-таки разные истории. У тренера больше ответственности. Игрок вышел – у него пошел адреналин, парень столкнулся, бросил по воротам, забил. Это совсем другие эмоции. А тренер должен держать эти эмоции в себе, по-другому их выпускать. Этот адреналин находится внутри тебя, ты отвечаешь за всю команду, за ребят. Игроки же отвечают каждый за себя.– Наверняка, в команде есть игроки, с которыми проще находить общий язык, чем с другими.
– Мы стараемся со всеми наладить нормальные рабочие отношения. Понятно, что технаря, который любит возиться с шайбой, ты не заставишь постоянно биться-бороться. Разделяем игроков, добавляем в тренировку кому и что нужно – как в тренажерном зале, так и на льду.– Как выстраиваются человеческие отношения в коллективе?
– Я всегда открыт и говорю об этом ребятам. Мы вышли на лед, требования ко всем одинаковые, отработали своё время. После – пожалуйста, приходите, мы открыты. Говорите, если есть вопросы, я отвечу и помогу, чем смогу.
ЧИТАТЬ ВЕСЬ МАТЕРИАЛ: https://www.khl.ru/news/2022/10/06/503431.html