Автомобилист
ERID: 2VtzqvTiJTc
ОАО "УГМК"

к списку новостей

Владимир ЩЕГЛОВ: две шайбы Третьяку в День Советской Армии

Ветерану «Автомобилиста» - 70!

17 июня 2022

Из нескольких сотен хоккеистов, выступавших в своё время за «Автомобилист», лишь полтора десятка отыграли за нашу команду двузначное количество сезонов. В их числе – нападающий Владимир Щеглов (11 чемпионатов и 170 шайб в составе клуба), который сегодня отмечает 70-летний юбилей. 

Хоккейный клуб «Автомобилист» поздравляет Владимира Александровича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, семейного тепла и благополучия! 

Практически вся жизнь Владимира Щеглова связана с хоккеем. О своей карьере ветеран «Автомобилиста» рассказал в интервью Алексею Курошу. 

– Да, пожалуй, только дошкольником я не имел к этой игре никакого отношения, – начинает беседу Владимир Александрович. – А потом – началось… Мы с родителями и сестрой жили в центре города, на Бажова. И по соседству – Володя Романович, парень лет на восемь старше меня, занимавшийся хоккеем на «Динамо». Во дворе он заливал небольшой каток, на котором мальчишки и играли. Вначале – на валенках, потом приматывали к ним «снегурки». Играли зачастую «два на два», но какие-то первоначальные навыки получил. Романович и соревнования у нас проводил, и в конце сезона открытки вручал… По нынешним временам удивительно – многие подумают, вот, была же охота.
– А дальше?
– Закончив школу, Романович уехал в Ленинград и поступил в институт Лесгафта. Но я к тому времени ходил уже в школу «Спартака», она в ту пору так называлась, и базировалась на Куйбышева, где в 90-е был ресторан «Харбин». Записался туда осенью 1961-го, когда набирали ребят 1950 года рождения. Я был на два года моложе, но меня приняли. Думаю, из-за того, что достаточно прилично катался на коньках. Постепенно появились в школе и мои ровесники, стал играть за свой, 1952-й, год у тренера Павла Дмитриевича Губина.
– Как отнеслись к вашему увлечению родители?
– Сами они ни спортсменами, ни болельщиками никогда не были. Просто их вполне устраивало, что я «при деле», а не болтаюсь в свободное время по улицам. Но отец постепенно втянулся, стал ходить на все игры с моим участием.
– Из ваших партнёров по «Спартаковцу» до высшей лиги кто-нибудь ещё добрался?
– Виталик Ермишин выступал в «Химике» и «Автомобилисте». Правда, у нас он появился лет в четырнадцать, до этого играл на ВИЗе. Тогда это было в порядке вещей, городской хоккей имел очень приличный уровень. Но самая сильная команда нашего возраста была на «Юности». В первой тройке играли Селиванов, Кутергин и Лобанов, в воротах – Печенин.
– Первый матч за взрослых помните?
– Ещё бы! В городе была команда класса «Б», «Шофёр». И вот, в ноябре 1969-го, её тренер Борис Викторович Поспелов позвал меня сыграть в матче на Кубок СССР с нижнетагильским «Спутником». Как было велено, я пришёл ещё днём, и в раздевалке Малой арены стал ждать партнёров. Жду-жду, уж вечер наступил, никого нет… И вот, незадолго до разминки, хоккеисты «Шофёра» появляются, все уже в форме. Оказывается, мне надо было прийти не на Малую арену, а в гостиницу «Олимпия», располагавшуюся в здании восточной трибуны Центрального стадиона. Там обедать с командой, отдыхать, присутствовать на предматчевой установке, переодеваться и уже потом вместе со всеми отправляться на Малую арену. Мы проиграли тогда, 2:6.
– На следующий сезон «Шофёр», насколько я помню, расформировали?
– Да. Старший тренер «Автомобилиста» Владимир Георгиевич Шумков считал, что команда своего назначения не выполняет. Условия в «Шофёре» были хорошими, туда охотно шли опытные игроки, свои выступления в «Автомобилисте» уже закончившие – Печенин, Банных, Фёдоров, Ершов… Средний возраст лидеров был значительно выше, чем в «Автомобилисте», для которого «Шофёр» должен был готовить резервы. Вместо «Шофера» в класс «Б» заявили «Юность». В состав включили воспитанников одноименной школы, позвали и нас, спартаковцев. Наша, по существу, молодёжная команда играла со взрослыми и выступила, думаю, очень достойно – пятое место в зональном турнире из восьми. Ну и каждый из нас, играя вместе со сверстниками, чувствовал себя вполне комфортно. Просуществовала «Юность» только сезон. И на следующий год меня, Виталика Ермишина, Гену Кутыгина и несколько ребят постарше отправили в «Спутник», выступавший в первой лиге.
– Новая ступенька в развитии?
– Конечно. Уровень выше, команда взрослая, за место в составе надо было ещё побороться. В «Спутнике» играл, я считаю, мастер по-настоящему высокого класса – центрфорвард Николай Новиков. Всё мог, всё умел, а игру читал, кажется, не на ход, а сразу на два вперёд, предвидел любое действие соперника. И биография уникальная – приехал в Тагил в 21 год из молодёжки московских «Крыльев Советов», да так и остался на Урале. Провел за «Спутник» 17 сезонов, хотя его даже в ЦСКА звали.
– Валерия Белоусова в «Спутнике» вы не застали?
– Застал. Он к сезону готовился с нами, но после турнира в Челябинске перешёл в «Трактор», где и провел всю карьеру. Что там говорить, и хоккеист, и, впоследствии, тренер Белоусов был замечательный.
– Затем пришла пора армии, СКА (Свердловск)?
– Насчёт совмещения армии и команды никогда уверенным быть нельзя. Вон, Ермишина из Егоршино аж в Читу отправили. Но его затем смогли в СКА (Новосибирск) вытащить. Что касается меня, то изначально я в Чебаркуль попал, прошёл там курс молодого бойца. Готовился к сезону в местной «Звезде». А уже в конце лета узнаём, что принято решение о переводе команды Уральского военного округа в Свердловск, и переименовании её в СКА.
– Домой вернулись?
– Я-то – да. Но свердловчан у нас было человека четыре. Большинство – челябинцы. А вот они остались решением командования очень недовольны (улыбается). Из Чебаркуля-то челябинцы могли домой на велосипеде ездить.
– Помню первый матч СКА в Свердловске. 7 ноября на «Снежинке» со «Спутником», народу много собралось. И армейцы 6:0 выиграли.
– Точно. Но это мы выше головы прыгнули. Команда у нас очень молодая была, итоговое седьмое место стало вполне закономерным. А вот на следующий год у нас у нас собралась очень сильная команда – Кутергин, Селиванов, Куликов, Синенко, Шаповалов, опытный нападающий Валецкий из «Трактора»… Всех обыгрывали, и в первую лигу вышли. Владимир Филиппович Альфер предлагал на сверхсрочную остаться, но я к тому времени уже принял приглашение старшего тренера «Автомобилиста» Шумкова.
– И снова шаг наверх?
– Ещё бы! Команда первой лиги, ставившая задачу вернуться в высшую. До этого я, в основном, с молодёжью играл, а тут, помню, в сентябре отмечали день рождения: чемпиону мира, вратарю Виктору Ивановичу Пучкову – 30 лет. Ответственность за результат другая, ветераны за промахи строго спрашивали. Но всё в пределах нормы, дедовщины в команде не было. Никаких чудес не произошло, в состав трёх основных троек сразу я не попал, больше был на подхвате. В межсезонье команду возглавил Альберт Петрович Данилов, а два следующих сезона получились очень разными. После ухода Рудакова, травмы Малько, пропустившего полсезона, команда скатилась на одиннадцатое место. Нет худа без добра: в «Автомобилисте» я освоился, играл регулярно. И, можно, сказать, вступил в лучший хоккейный возраст: 24 года, уже и опыт есть, и сил полно. На следующий сезон в команде появились Кутергин, Краев, Ермишин, три сильных центра из клубов высшей лиги, и мы заиграли. Весной в Свердловске праздновали возвращение «Автомобилиста» в высшую лигу.
– Подводя итоги сезона, Данилов сказал, что наиболее стабильно чемпионат провела третья тройка: Шепелев – Кутергин – Щеглов…
– Нас поставили в одно звено ещё на предсезонке, и весь чемпионат мы так вместе и играли. Настолько сильных партнёров у меня ещё не было, оставалось только им соответствовать. Кутергин, понятное дело, большой мастер, что тут долго рассказывать. Последнее время много говорят о важности «лидера в раздевалке». Тогда подобного термина не существовало, но умением завести команду, спросить с партнёров Витя отличался непревзойденным. Человеком Кутергин был непростым, случалось, на него обижались, но по существу возразить было нечего, поскольку своё отношение к делу Витя доказывал на льду. Серёга Шепелев обладал уникальной техникой и фантастически развитым чувством дистанции, хорошо видел поле. Отличительными особенностями его характера назову невозмутимость и хладнокровие. Вывести Шепелева из себя никому не удавалось.
Могли предположить, что Шепелев станет многократным чемпионом мира, сделает «хет-трик» в финале Кубка Канады?
– Ну как такое можно предположить? Здесь надо, чтобы многие вещи сошлись. Для Шепелева, думаю, очень важным стал момент, когда в «Спартаке» его перевели в центр тройки с очень сильными краями – Шалимовым и Капустиным. До этого у Сереги были определенные сложности адаптации в «Спартаке», куда он ушёл от нас после двух сезонов в высшей лиге.
– У вас лично были сомнения в отношении того, сможете ли играть в высшей лиге?
– Волков бояться – в лес не ходить. Хотя волнение определённое, конечно, было. Предстояло соперничать с игроками, которых раньше видел только по телевизору. Звёздами мирового уровня, в том числе.
– Футболист Виктор Ерохин, выступавший за «Уралмаш», сказал мне в отношении высшей лиги следующее: «Запомнился, прежде всего, запредельно высокий средний уровень команд, каких-то откровенно слабых мест ни у кого не было. С кем бы ни играли, приходилось очень тяжело»…
– Да, могу сказать то же самое и в отношении хоккея. В высшей лиге тогда играли всего десять команд, уровень – будь здоров! Давайте вспомним: когда в новогодние каникулы они выезжали на турниры в Европу, то любая претендовала там на победу.
– Что в высшей лиге удивило больше всего?
– Быстрота мышления и цена ошибки. Сделал вираж не в ту сторону, и опасный момент у твоих ворот обеспечен. 
– Какие матчи запомнились особо?
– Выделю два из них. Первый состоялся почти сразу же, во втором туре чемпионата-1977/1978. Играли в Лужниках со «Спартаком». Я, да и многие другие наши ребята на главной хоккейной арене страны впервые в жизни играли. А тут ещё и ажиотаж, и аншлаг на трибунах. И мы победили, да ещё со счётом 9:1! Думаю, спартаковцы нас недооценили, но это уже их проблемы.
– Так, а второй?
– Второй – в следующем сезоне. 23 февраля 1979 года с ЦСКА в Москве. Победа позволяла армейцам в свой профессиональный праздник досрочно стать чемпионами. И вот, не получилось, потому что выиграли мы – 5:4. А я в том матче Владиславу Третьяку две шайбы забросил! ЦСКА, разумеется, стал чемпионом. Только чуть позже. А по итогам сезона выяснилось, что «Автомобилист» стал единственной командой, сумевшей поделить очки с армейцами – дома мы у них тоже один из двух матчей выиграли.
– Вопрос о самых памятных голах отпадает сам собой?
– Ну почему же… Были и другие. Скажем, в Риге я как-то с двумя защитниками «Динамо» на плечах до ворот хозяев добрался. Я не мог от них оторваться, они – меня удержать (смеётся). Так ещё ухитрился и мимо голкипера рижан Михаила Василёнка шайбу в ворота проткнуть.
– С кем ещё из партнёров играли достаточно долго?
– С Сашей Куликовым. Приличного уровня центрфорвард, с хорошим катанием, забивной. Не сказать, что взрывной, но при этом всё вовремя делал, везде успевал. Такой компанейский парень, коммуникабельный. Уже позже играл вместе с Васей Татариновым. Нас поставили в одну тройку, хотя оба до этого на правом фланге играли – Васю на левый перевели. Он мне и говорит: «Давай поменяемся, я слева совсем не могу». Поменялись, привыкли со временем. Татаринова в «Автомобилист» из Верхней Салды взяли сразу в высшую лигу. Тяжело он осваивался, но Вася – парень очень самолюбивый, боец, со временем всё получилось. Катание у него было отменное, бросок очень приличный.
– Отыграв в высшей лиге три сезона, в 1980-м «Автомобилист» с ней расстался…
– Да, наступили нелёгкие времена. Только на четвёртый сезон, весной 1984-го, вернулись обратно. Но для меня эти годы уже стали повторением пройденного, прежде я всё время наверх шёл. Хотя… Новым было то, что меня выбрали капитаном команды. Дважды выбирали, но в первый раз я не согласился. Кстати, именно в пору капитанства меня из «Автомобилиста» после окончания следующего сезона и отчислили. Вместе с Юрой Глотовым.
– Обиделись?
– Ужасно. Потом с Альбертом Викторовичем Фёдоровым долгое время не здоровался. Но жизнь – штука непредсказуемая. Всё, как говорится, быльём поросло. Обиды на него уже давно не держу, более того – уже много лет работаем вместе (улыбается).
– Ещё год вы выступали за «Луч»…
– Мог бы и больше. Но тогда ввели систему строенных матчей вместо сдвоенных. Тяжело… И любой выезд на пару недель растягивался. Решил заканчивать.
– Вы играли только в командах Свердловской области. Приглашения от клубов других регионов поступали?
– Да. В конце 70-х Юрий Иванович Морозов звал в воскресенский «Химик». Немного позже Роберт Дмитриевич Черенков приглашал нас с Татариновым в «Ижсталь», в ту пору, когда там Кутергин играл. Но оба раза решил остаться дома.
– Своей хоккейной судьбой довольны?
– В целом – конечно. 16 сезонов в командах мастеров провёл, в высшей лиге достаточно поиграл. Бывало, и ЦСКА, и «Динамо», и «Спартак», и «Крылья» побеждали, за которых выступали мастера мирового уровня. Но, я уверен, даже самый великий хоккеист в чём-то не достиг вершины – что уж говорить обо мне. Думаю, недостаточно результативен был, тех же выходов один на один с вратарём сколько не использовал. Работать на тренировках больше надо было, и даже во время отпуска совершенствовать какие-то элементы: бросок, общую выносливость – скажу, например, что кроссы мне всегда тяжело давались…  Жизнь у нас была непростая, со множеством ограничений – одно постоянное пребывание на базе чего стоит! А, с другой стороны, конечно, и значительно более интересная, чем у большинства жителей нашей страны.
– Закончилась карьера хоккеиста – началась тренерская…
– Да. Причём, когда играл сам, в роли тренера себя не представлял, хотя педагогический институт окончил. Но… В общем, потом тоже было немало интересного. Работал с детьми на «Юности», со второй командой «Автомобилиста», за которую выступало много талантливых ребят рождения конца 70-х во главе с Пашей Дацюком. Пиком тренерской карьеры стала работа с тюменским «Газовиком». В начале века мы на выход в российскую Суперлигу реально претендовали. Уже после этого «тряхнул стариной», дважды стал чемпионом мира среди ветеранов. Последние годы у нас в стране стали повышенное внимание студенческому хоккею уделять. Мы с Фёдоровым тренировали команду Горного университета, она трижды стала сильнейшей в стране, обладателем Кубка Европы. Сейчас занимаемся со студентами Уральского федерального университета. Параллельно я продолжал работать тренером на «Спартаковце», и весной 2018-го мы Первенство России среди команд ЮХЛ выиграли! Получилось, что в одном сезоне у меня сразу две команды стали лучшими в стране – одна в студенческой лиге, другая – в юниорской!
– Да уж, действительно – редкость! Пришла пора подводить итоги нашей беседе.
– Что здесь долго рассуждать? Всё у меня сложилось нормально, всё было не зря. 

Беседовал Алексей КУРОШ 

НА СНИМКЕ. Февраль 1977 года, Свердловск. Нападающий «Автомобилиста» Владимир Щеглов атакует ворота московского «Локомотива».

Следите
за новостями

по rss

rss