Николай Заварухин: «Хочу, чтобы «Автомобилист» стал более агрессивным»
Интервью для KHL.ru.
26 февраля 2022
Главный тренер «Автомобилиста» Николай Заварухин в интервью KHL.ru подвёл итоги сезона, поделился впечатлениями от Олимпийских игр и рассказал о совместной работе с Биллом Питерсом.
— Объясните, зачем «Автомобилисту», который не попал в плей-офф, товарищеские матчи с «Салаватом Юлаевым» и СКА?
— Мы в чемпионате провели всего 45 игр. А после Нового года и вовсе один-единственный матч. Если бы не эти товарищеские игры, ребята восемь месяцев были б без практики! Это даже больше, чем хоккеист пропускает из-за какой-то серьёзной травмы. Парням нужен был тонус. Возможно, в этих играх нет спортивного смысла, но мы всё равно стараемся мотивировать игроков. Да, чемпионат остановили, в плей-офф мы не попали, но на этом жизнь не заканчивается. Нужно проявлять себя с прицелом на следующий сезон.
— Что вы извлекли из этих игр?
— Мы в каждой игре вводим что-то новое, пробуем, смотрим кто как себя ведёт в стрессовых ситуациях, которые нельзя смоделировать на тренировках. Понятно, что нет сейчас мотивации бросаться под каждую шайбу, но профессионалы обязаны выполнять свою работу на совесть. Ребята должны показать, как они сами себя могут мотивировать, и что им небезразличен этот вид спорта.
— Игрокам без матчей сложно, а каково тренеру без постоянной практики? Чем вы занимались эти два месяца?
— Тяжело без игр и ребятам, и тренерам. Поначалу, пока не было известно, что с чемпионатом будет дальше, мы составляли план подготовки. Были разные варианты: на четыре или 11 матчей. Потом, когда стало известно, что чемпионат доигран не будет, планы подкорректировали. Сделали ставку на развитие игроков, их технических навыков. Экспериментировали, пробовали играть по двум разным тактикам.
— «Автомобилист» не играл, но продолжали играть команды вашей системы из МХЛ и ВХЛ. Удалось ли благодаря вынужденному простою получше узнать молодых игроков, как говорится «подержать их в руках»?
— Обе команды боролись за попадание в плей-офф. Мы им отдали всех игроков с двусторонними контрактами, старались помочь системе. Я на каждый матч «Горняка-УГМК» ездил в Пышму, а игры «Авто» смотрел по видео. А познакомился поближе с ребятами ещё когда парни из главной команды заболели. Теперь вот решили в матчах с «Салаватом Юлаевым» задействовать тройку Баранов — Филяев — Кузнецов. Было желание посмотреть на них против такого соперника. Хотелось бы побольше взять молодых, но они были нужны нашему фарм-клубу. Планируем провести мини-лагерь для всех ребят из нашей системы.
— Насколько внимательно вы смотрели Олимпиаду?
— Смотрели почти все матчи. По некоторым из них с ребятами работаем, смотрим что лучшее можно взять из тактики. Очень полезная и объёмная информация.
— На Олимпиаде выступало очень много действующих или бывших игроков КХЛ. А хоккей, на ваш взгляд, был похож на то, что мы видим в Лиге?
— Например, олимпийские чемпионы финны чем-то похожи по тактике на «Салават Юлаев» и «Йокерит». Тренеры этих команд близки во взглядах. Что по другим командам? Чехи есть чехи. Мне понравилась сборная Словакии, которая приехала в Пекин с не самым сильным составом, но завоевала бронзовые медали. В КХЛ, как и на Олимпиаде, последнее время большое значение имеет оборона. Я бы сказал — ключевое. Нападающим сейчас намного сложнее забивать, чем прежде.
— «Автомобилист» довольно неожиданно стал единственной командой КХЛ, чьих игроков не было в Пекине. Отсутствие кого из ваших подопечных на Олимпиаде удивило вас больше всего?
— Если говорить про сборную России, то и до Олимпиады никого из ребят не вызывали. Так что удивления не было. Перспектива есть, но тренерскому штабу виднее, кого привлекать. А что касается других потенциальных олимпийцев, то Райан Спунер отказался. Брукса Мейсека тоже звали в сборную Германии, но он по личным причинам решил в Пекин не ехать.
— Наверняка за это время без хоккея вы много анализировали прошедший сезон. К какому выводу для себя пришли: в чём причины неудачного выступления «Автомобилиста»?
— Одна из самых главных проблем — вратарская. У нас есть хорошие бэкапы: Шикин, Галкин, подрастает Романов. Но хорошего первого номера нам категорически недоставало. Кроме этого не было единого коллектива. В командном виде спорта это один из основных аспектов.
— Что Якуб Коварж давал «Автомобилисту» помимо сэйвов? Почему команда оказалась настолько от него зависима?
— Вратарь сейчас в хоккее — это 90 % результата. Раньше говорили о 50 %, но теперь гораздо больше. На вратаре очень много держится. Якуб тащил нас, от него команда заряжалась как от аккумулятора. Нередко бывало, что он выручит в непростой ситуации, а в ответной атаке команда забивает гол. Ребята вдохновлялись его спасениями. Вы же видели финал Олимпиады? Это было своего рода соревнование вратарей. Да это касается и всего турнира. Федотов, Рибар, Сятери — все сыграли классно.
— Когда «Автомобилист» прощался с Коваржем, сообщалось, что он выбыл до конца сезона, но в декабре он оказался в Швейцарии. Не было ли варианта возвращения Якуба в Екатеринбург?
— У нас был такой диалог. Но не было гарантии, что его проблема со здоровьем решена. Здорово, что он вернулся. Якуб — очень хороший вратарь. Он и сейчас выступает на высоком уровне, я следил за тем, как он играет за «Цюрих». Однако сам Якуб нам тогда говорил, что для полного восстановления должен пропустить около года. Я не знаю, то ли другие врачи дали иные показания, то ли восстановление пошло с опережением графика. Я только рад за Якуба, что он продолжает спортивную карьеру.
— Было много разговоров о том, что в «Автомобилисте» русские игроки — отдельно, легионеры — отдельно. И иностранцам при этом позволялось чуть больше. Существовала такая проблема?
— Не сказать, что это была какая-то явная проблема. Но понятно, что со всех надо спрашивать одинаково. Это задача тренера, чтобы был коллектив. Когда все поставлены в равные условия — тогда и спрос со всех одинаковый.
— Иногда казалось, что «Автомобилисту» не хватает злости, спортивной наглости. А на ваш взгляд?
— Я считаю, что хоккеисты должны быть голодными до побед. Нужно такое звено, которое будет бегать, толкаться, заводить команду. Я считаю, нам такого не хватило.
— Вы сменили Билла Питерса посреди сезона. Когда шли в «Автомобилист» помощником, держали в уме такой сценарий?
— Я точно не думал, что так всё случится. Я приходил работать, помогать Биллу. Что мог — то делал по максимуму. Честно выполнял ту работу, которую мне поручал Питерс. А то, что случилось, это всё же решение не моё, а руководства. Я шёл в хороший клуб, который во мне заинтересован, но не думал о возможности занять место Питерса.
— Какова была ваша роль в штабе Питерса? Летом говорили, что вы занимаетесь больше обороной, тогда как в октябре в штаб вошел Игорь Уланов, тоже заявивший о специализации на защитниках.
— Сначала договорились, что я вместе с Германом Титовым буду занимался спецбригадами большинства. Обороной должен был заниматься сам Билл. Потом он сказал, чтобы я переключился на защитников. Когда пришёл Уланов, уже на него выпали эти обязанности. Я, в свою очередь, стал заниматься большинством, как это изначально и планировалось.
— Насколько непривычно для вас, бывшего нападающего, тренировать защитников?
— Я был готов к этому. Да, конечно, бывший защитник может больше деталей подсказать, но в «Сибири» я над обороной работал вместе с Олегом Ореховским. Так что опыт был. В работе с Питерсом я предлагал ему несколько вариантов того, как может играть команда, а он выбирал.
— Что вы прежде всего постарались изменить, когда стали главным тренером?
— Прежде всего, хотел наладить игру в обороне. Чтобы команда играла более чётко. И первые игры получились, ребята где-то на эмоциях сыграли. Но вот последние игры перед перерывом мне не понравились. Со «Спартаком» (2:5) и «Динамо» (1:7) залетало буквально всё. Конечно, мне хотелось сделать коллектив единомышленников. Чтобы не было группировок, разделений на русских и иностранцев.
— Те две-три игры после назначения — это тот «Автомобилист», который вы хотите видеть?
— Да. Со «Спартаком» неплохой матч провели (3:1), с «Адмиралом» (2:1) тоже. Да и проигранный матч со СКА (0:1) я занёс бы в копилку. Не забили, но играли правильно. Я хочу видеть больше агрессии, акцента на ворота, силовых приёмов. Ну и оборона — это прежде всего.
— А что интересного вы почерпнули у Питерса во время совместной работы?
— Он очень много уделяет внимания тактике игры на вбрасываниях. Очень много! У него быстрые тренировки, всё моментально меняется, чтобы игроки привыкали думать на льду. Безусловно, это был интересный опыт.
— Было ли такое, что Билл что-то не понимал в России или российском хоккее? Считается, что некоторые тренеры-иностранцы слишком полагаются на профессионализм наших игроков.
— Наверное, я согласен, что есть определённые различия в менталитете. У нас всё-таки надо мотивировать хоккеистов и спрашивать с них.
— Каким вы увидели Анатолия Голышева по его возвращению в «Автомобилист»?
— Я ему говорю это откровенно: это не тот Толя Голышев, что был раньше. Говорю в лицо, что нужно прибавлять. Я знаю, что он может и должен играть намного лучше. С чем это связано? Будем разбираться. Я надеюсь, что он вернётся на прежний уровень и даже выйдет на новый. У него для этого всё есть.
— Поездки в Северную Америку, видимо, не всем идут на пользу?
— Определённо. Совсем другой хоккеист приехал. Совсем по-другому действует на льду. Раньше вылезал на ворота с броском, а сейчас шайбу отбрасывает. Будто не в своей тарелке. Надо ему покопаться в себе.
— Рассчитывали ли вы вплоть до дедлайна, что Павел Дацюк всё-таки решит возобновить карьеру игрока?
— Павел пока не завершил карьеру. Таких объявлений он не делал. Знаю, что он держит себя в хорошей физической форме.
— Вы за последний год успели побывать главным тренером, помощником, и снова главным. Приходилось ли ломать себя, менять поведение?
— Конечно. Ассистент помогает главному тренеру советами, своим видением, даёт варианты тренировок. Выбирает же всегда главный тренер, и у него и куда больше ответственности, причём перед всеми: болельщиками, игроками, руководителями, владельцами. Так что это разная работа.
— Есть ли у вас представление, как будет перестраиваться команда в межсезонье?
— Мы встретимся с руководителями, будем разговаривать по дальнейшей работе и селекции. Обсудим, кого мы видим в команде, кого — нет. Повторюсь: хочу, чтобы «Автомобилист» стал более жёстким и агрессивным. И, конечно, нужно создать коллектив.
Беседовал Дмитрий Ерыкалов, для KHL.RU