Анастас Шумов: «Если из-за какой-то микрополомки мы потеряем игрока, и он не выйдет на площадку – это не уровень КХЛ»
Знакомимся с сервисменом ХК «Автомобилист».
25 ноября 2021
Overtime.life начинает серию материалов о людях, работающих в ХК «Автомобилист» и помогающих команде побеждать. Первый герой – сервисмен Анастас Шумов. Он рассказал о том, как работает сервис-бригада, признался, что работа для него - счастье и поделился своей мечтой.
- Анастас, расскажите, как вы попали на столь необычную должность - сервисмен хоккейного клуба?
- У меня была мастерская по ремонту и пошиву обуви. Я проработал 15 лет сапожником. Потом в районе «Спартаковца» начал ремонтировать хоккейную амуницию детишкам-хоккеистам: щиточки, перчаточки, нагрудники. Форма достаточно дорогостоящая, поэтому дешевле её отремонтировать. Также у нас заточка коньков там проходила. Так получилось, что хоккейный клуб заметил мою работу и пригласил к себе.
- Как давно вы работаете в команде?
- Восемь полных лет. В этом году – девятый сезон.
- До этого хоккеем интересовались? Что-то знали об «Автомобилисте»?
- На протяжении десяти лет до этого я болел за хоккейную команду «Автомобилист». У меня есть друзья, которые занимались хоккеем. Мы ездили на арену, старались посещать домашние матчи. Мыслей о том, что я буду работать в самом клубе, даже в мечтах не было. Я не мог такое предположить, но судьба так сложилась, что сейчас работаю в команде. На самом деле это великолепный случай в жизни.
- В «Автомобилисте» два сервисмена. Расскажите о своём коллеге.
- Наша сервис-бригада состоит из двух массажистов, двух докторов и двух сервисменов. Помимо этого, есть ещё администратор и начальник команды. Мой коллега Николай Вениаминович Поспелов – выдающийся человек. Всю свою жизнь отдал судейству. В прошлом он судья международной категории – судил международные турниры, а когда закончил со спортивной карьерой, то решил остаться в хоккее. Он работал в молодёжной команде много лет, но последние восемь лет мы работаем в первой команде. Этот человек удивительный! Он также преподавал физкультуру ребятам, становился Учителем года в Екатеринбурге. Он профессионал в физической культуре, при этом у него ещё и руки золотые.
- Как вы разграничивайте свои обязанности и как помогаете друг другу в процессе работы?
- Мы разделили обязанности, чтобы друг другу не мешать и чётко выполнять свои задачи. Я занимаюсь ремонтом формы, ремонтом амуниции, сопровождением матчей. Николай Вениаминович занимается коньками, заточкой и всем, что связано с этим. Каждый знает свои задачи. Для правильной организации труда нужен порядок. Вот у нас он присутствует. От этого комфортно и ребятам. Они знают чего от кого ждать и с чем к кому обратиться.
— Тяжело работать сервисменом?
- Здесь свой режим работы - графики, перелёты. Но, на самом деле, это очень интересная работа, потому что занимаешься любимым делом - тем, что ты умеешь делать, тем, что любишь делать, при этом постоянно общаешься с новыми людьми, с тренерами, с хоккеистами. Некоторых людей раньше видел только по телевизору. Это всё придаёт очень много новых эмоций и расширяет кругозор. Это радость и личное развитие. Поэтому я не могу назвать свою работу тяжёлой. Моя работа - это счастье!
- От такого графика работы с постоянными перелётами ещё не устали?
- К этому привыкаешь, ничего сложного в этом нет. Я ставлю план: «С 1 июля по 30 апреля – дома меня сильно не ждите, буду приезжать наездами». Тяжело, конечно для семьи, потому что видимся крайне редко. Буквально 40 процентов из 100 находишься дома - всё остальное время ты где-то в другом городе или в другой стране. Но семья с пониманием относится к этому. В этом есть и огромный плюс – какие-то бытовые моменты всё равно «съедаются», когда тебя нет долго дома, а после ожиданий из командировки всегда тёплые встречи.
- Как взаимодействуете с хоккеистами?
- Мы напрямую взаимодействием с хоккеистами. Работа сервисмена изначально подразумевает это в себе. Наша задача сделать комфортным времяпровождение хоккеистов во время тренировочного процесса и во время игры. При этом вне игры и вне тренировок хоккеисты обычные люди у них часто бывают свои проблемы, на счёт которых мы можем поделиться своим мнением. Вне льда мы обычные друзья, которые могут друг другу помочь, посоветовать что-то, даже в каких-то бытовых моментах. Бывает, что где-то что-то сломалось, например детская коляска, и вместо того чтобы обращаться в сервис или ремонт они привозят нам. Мы помогаем починить, потому что крайне мало времени между тренировками и играми, чтобы искать эту помощь на стороне. Взаимодействие стопроцентное, как на скамейке, в раздевалке, так и вне.
- Сталкивались ли вы с необычными пожеланиями или капризами хоккеистов?
- У нас в команде 30 человек – это 30 разных людей. Кто-то попроще, кто-то посложнее, кто-то повзрослее, кто-то помоложе. Очень много индивидуальностей. По этому поводу, когда идёт предсезонная подготовка, у ребят задача набрать физическую форму, а у нас задача узнать новых ребят, их пожелания, чтобы заранее знать, что нужно тому или иному игроку, чтобы они не просили, в момент игры, перед тренировкой или после тренировки. Эти моменты мы изучаем за время предсезонных сборов и когда входим в игровой ритм, всё это учитываем. Игроки уже думают только о хоккее, потому что мы знаем, что им надо и подготавливаем. Какие-то индивидуальнее просьбы конечно есть. Кто-то играет по многу лет в одной форме. Те же налокотники, наколенники, нагрудник – по 10-12 лет шьёшь-шьёшь, а там пришивать не к чему, но им нравится, они считают, что эта форма приносит им удачу, она комфорта и удобна. Очень много разных мелочей бывает.
- Игроки часто просят затачивать коньки перед матчем?
- Кто-то раз в месяц точит, потому что не очень любит на острых, а кто-то утром перед тренировкой, вечером на игру – в день два раза. Но это очень индивидуально и у всех по-разному. В разных городах разное качество льда, структура льда разная, поэтому та или иная заточка на каком-то льду может неправильно себя повести, приходится корректировать глубину жёлоба и другие микро-моменты.
- Хоккеисты играют в одном и том же джерси весь сезон?
- У нас в клубе – да. В красном джерси играем дома, а белые джерси – выездные. Когда у нас бывают благотворительные матчи, то мы специально заказываем джерси, которые потом продаёт клуб, а деньги идут на благотворительность. Этим уже занимается маркетинг клуба. А так на весь год хватает одной майки. Так как хоккей - контактный вид спорта, то часто бывает, что джерси рвётся, но для того и работает сервис-бригада, чтобы это всё подлатать.
- Можете ли вы определить по внешнему виду, не читая фамилии, кому какая клюшка принадлежит?
- Конечно! Я знаю принцип замотки каждого хоккеиста. Даже если вдруг ломаются две-три клюшки, которые у него были замотаны, и стоит совершенно новая клюшка, которой играет хоккеист, то я могу полностью повторить замотку рукоятки и замотать ему так же перо. Такой случай произошёл в Казани. Степан Хрипунов сломал клюшку, пришлось замотать ему другую. Он даже не почувствовал разницы.
- За личными вещами хоккеистов, которые входят в амуницию - тоже вам приходится «ухаживать»? Какие «поломки» бывают?
- Хоккей контактный вид спорта, поэтому поломка может произойти и во время матча. Инструмент у нас всегда с собой. Всё оборудование, запасные стаканы (держатель, в котором крепится лезвие конька – прим. ред.) и лезвия на выезд мы возим с собой, чтобы быть автономными. Если из-за какой-то микрополомки мы потеряем игрока, и он не выйдет на площадку – это не уровень Континентальной хоккейной лиги. Такой случай был у Виталика Попова, когда мы играли в Нур-Султане с «Барысом» несколько лет назад. В конёк попала шайба и сломала стакан (держатель лезвий на коньке). Был очень напряжённый матч. Я увёл его в раздевалку, расклепал конёк, поставил новый стакан, установил лезвие. Через 6 минут у меня хоккеист вышел и закончил период.
Полную версию интервью можно прочитать ЗДЕСЬ.