Своих сохраним
Олег Гросс дал большое интервью для "Областной Газеты"
30 апреля 2015
В хоккейном клубе "Автомобилист" уже приступил к исполнению своих обязанностей новый генеральный менеджер Олег Гросс и новый главный тренер Андрей Разин. Но время не ждёт, и уже сейчас обсуждаются контуры следующего сезона. Корреспонденты «ОГ» стали первыми представителями прессы, побывавшими в кабинете, который обживает Олег Гросс.
Читайтё все интервью на сайте Областной газеты (Фото)
— Олег Иаганесович, вы всего несколько дней в Екатеринбурге, но уже работа кипит вовсю. Есть понимание хотя бы принципов формирования состава на предстоящий сезон?
— Пытаемся вырулить из той непростой ситуации, в которую на сегодняшний день попали: во-первых, удержать тех игроков, которых бы хотелось — Коваржа, Лазарева, Логинова. Всё связано с финансами: есть команды, которые могут предложить такие суммы контрактов, которые нам не осилить. Но в рамках тех возможностей, которые у нас есть, я сделаю всё, чтобы лидеров сохранить. Мы чуть-чуть опаздываем, потому что назначения генерального менеджера и главного тренера по ряду причин произошли с небольшой задержкой. Но ничего страшного нет — мы выровняемся. Очень хорошо, что приехал Андрей Владимирович Разин, мы с ним сели и обсудили всех кандидатов, переговорили с президентом клуба. К 1 июля мы сможем что-то представить.
— Главной звездой «Автомобилиста» в минувшем сезоне был вратарь Якуб Коварж. Какова сейчас вероятность того, что удастся его сохранить?
— Здесь всё просто — Коварж сейчас оказался на рынке, при помощи прописанных в регламенте инструментов мы сейчас увидим его рыночную стоимость, и у нас будет время принять решение — по карману ли нам будет Якуб Коварж в следующем сезоне. Надо реально оценивать ситуацию. Ничего невосполнимого не бывает. Другое дело, кто придёт на замену. А с другой стороны, нет никаких гарантий, что тот же Коварж и в следующем сезоне сыграет так же ярко. Это спорт, и это жизнь — люди меняются. Риск всегда есть.
— Уже известно точно, с кем не удалось договориться?
— Я бы хотел оставить Виклунда и Рыбакова, но сказались именно вот эти полшага отставания, и они уже в других командах КХЛ. Нестеров, насколько я знаю, в Уфе. Лепистё — тоже.
— Ещё несколько значимых для Екатеринбурга имён — наши местные воспитанники Анатолий Голышев и Никита Трямкин.
— У них действующие контракты, они в составе, и мы на них рассчитываем. Есть ещё молодые ребята, которых будем привлекать к основной команде — Владислав Воропаев, Павел Зыков, Дмитрий Лебедев, Иван Тетерин. Со своими расставаться однозначно не собираемся, будем им помогать.
— То есть ту линию на бережное отношение к своим воспитанникам, которой вы всегда придерживались в Уфе, будете продолжать и в «Автомобилисте»?
— На мой взгляд, это правильно. Такой подход себя полностью оправдал. Другое дело, что здесь пока нет очень важной ступеньки — команды Высшей хоккейной лиги, но мы будем все силы прилагать, чтобы договориться с Нижним Тагилом. У нас одна область, общий интерес развития хоккея в регионе, поэтому мы обязаны договориться: это будет удобно и для нас, и для них. «Липецк» в качестве фарм-клуба «Автомобилиста» меня однозначно не устраивает. Руководители сейчас в «Спутнике» достаточно адекватные — директор клуба Тахир Даукаев работал в Уфе, главного тренера Владимира Голубовича, я думаю, представлять не надо.
— Нужно, пожалуй, прояснить ситуацию с ещё одним нашим воспитанником — Фёдором Малыхиным. Насколько вероятно его возвращение после неудачного сезона в «Ак Барсе»?
— За такие деньги, за которые его могут выставить на рынок, мы вряд ли сможем его пригласить. На мой взгляд, год назад он сделал шаг неправильный: ему надо было ещё год-другой играть здесь. Мы, конечно же, были бы рады его видеть в команде, но на иных финансовых условиях.
— Вас приглашение «Автомобилиста» чем привлекло?
— Мне интересно, что мы сможем здесь сделать. Контракт у меня на два года, но в нашей жизни всё бывает. Дальнейшая моя работа в клубе будет зависеть от результатов, которые мы будем показывать. Вообще, приход в «Автомобилист» — это новый этап в моей жизни. В 40 лет я пришёл в «Салават Юлаев», проработал там девять лет и ни о чём не жалею. Воспоминания приятные, но они сегодня никого уже не интересуют. В 50 лет я получил новый вызов, благодаря приходу в «Автомобилист».
— В «Салавате Юлаеве» у вас были финансовые возможности гораздо большие, чем сейчас в «Автомобилисте»…
— Но далеко не сразу. Когда я пришёл туда в 2006 году, это была обычная средняя команда. К счастью, нам удалось показать зрителям и доказать руководителям, что качество игры стоит потраченных денег. И вот со следующего сезона уже вложения в команду увеличились, пришли игроки сборной России. Не говоря уже о тех финансовых вливаниях, которые были при Быкове и Захаркине. Сегодняшний питерский СКА — это «Салават Юлаев» тех лет. И я бы не сказал, что при больших финансах работать легче. Когда у тебя в команде собрана «сборная мира», тут на самом деле свои проблемы.
— Игроков большие деньги часто портят. А генеральных менеджеров?
— Да. Конечно, тяжело опускаться в канаву и начинать в этой канаве копаться. Ты собирал лучших игроков мира, а надо снова начинать искать молодых перспективных «звёздочек», чтобы из них на свой ограниченный бюджет собрать команду.
— Сколько нужно времени, чтобы создать не команду-однодневку, а выстроить клубную систему, способную давать стабильный результат?
— Я вам могу показать на примере Уфы. Когда я пришёл, мы создали команду высшей лиги, и она первые два года вообще ничего не давала. Но потом стали появляться свои воспитанники, и начались результаты.
— Из «Салавата Юлаева» вы ушли в декабре прошлого года в результате конфликта с главным тренером Владимиром Юрзиновым. По прошествии времени, не жалеете о том шаге?
— Там особого конфликта не было. Я с клубом расстался по-доброму. Рано или поздно это бы всё равно произошло, поскольку менялась концепция развития клуба. И я не жалею о том, что тогда принял такое решение.
— У вас была пауза в полгода. Приходилось слышать от тренеров, менеджеров, которые привыкли к почти круглосуточной работе, что в такие моменты их поджидает немало открытий в реальной жизни, с которой они прежде мало сталкивались…
— Врасплох меня эта ситуация не застала, ни в какую депрессию я впадать не собирался. Конечно, больше времени занимался семьёй — сын заканчивает 11-й класс, выпускается из хоккейной школы. Как-то даже и не заметил, как он стал 17-летним юношей. Пришлось заниматься оформлением каких-то документов, коммунальными платежами. Собирал какие-то справки, постоял по очередям. Всем этим супруга всегда занималась, а тут и мне пришлось в мир выйти. Ну и, конечно, смотрел хоккей — в Уфе, в Казани, в Москве, в Петербурге.
— А вообще, если выдаётся свободное время, чему его посвящаете?
— Семье, друзьям, которые живут в разных городах. Не скажу, что заядлый рыбак, за всю жизнь один-единственный раз был на охоте, и то в роли наблюдателя.
— В посвящённой вам программе КХЛ-ТВ утверждалось, что у вас самая большая в лиге коллекция шайб.
— Я бы не стал этого утверждать, это ваши коллеги сказали. Я шайбы не считал, пожалуй, их штук 600–700. Большая часть осталась во Дворце спорта в Уфе — возле моего кабинета, где сейчас будет сидеть Леонид Вайсфельд. Решил, что пускай всё остаётся. Это же история клуба.