Интервью Захара Арзамасцева уфимскому изданию
7 августа 2020
Захар Арзамасцев отыграл в «Салавате Юлаеве» пять лет. В составе уфимцев он дебютировал в сезоне 2015/2016. В последние годы Арзамасцев был ведущим российским защитником команды, за пять лет в Уфе выиграл две бронзовые награды чемпионата КХЛ. Трижды Арзамасцев был самым результативным игроком обороны «Салавата».
Нынешний этап карьеры в уфимском клубе для защитника закончился в это межсезонье. В интервью ГорОбзор.Ру Захар Аразамсцев рассказал:
- Почему он покинул «Салават Юлаев»;
- Много ли клубов ему предлагали контракт и почему хоккеист выбрал «Автомобилист»;
- В чем уникальность Умарка и почему пока ему нет замены в составе уфимцев;
- О том, почему пять лет тренировок с Хартикайненом были для него самыми тяжелыми;
- О причинах ежегодного изменения игры «Салавата Юлаева» в плей-офф.
Григорий Панин и Захар Арзамасцев / фото: Сергей Словохотов
«АВТОМОБИЛИСТ» ПРОЯВИЛ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС. ОНИ СРАЗУ ДАЛИ МНЕ КОНКРЕТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
– Захар, вы провели пять сезонов в «Салавате Юлаеве». Почему решили покинуть команду, пришло время сменить обстановку?
– В Уфе я находился в зоне комфорта, в привычной для себя обстановке. Пришло время поставить новые цели и задачи перед собой. Мне нравилось в Уфе, я бы мог здесь остаться. Знаете, не хочу вам врать, потому говорю честно. Просто скажу, что были причины, по которым не остался в клубе. Не хочу выносить что-то в публичное пространство, кто знает, тот знает. А болельщикам хочу сказать спасибо, в «Салавате» я отыграл пять лет и, конечно, они запомнятся на всю жизнь.
– Два года подряд я слышал от разных источников, что Арзамасцев железно будет в СКА. Был ли интерес от питерского клуба?
– Я не знаю. В том году про это писал, в этом тоже. Но с конкретными переговорами со мной на связь никто не выходил.
– Сколько у вас было вариантов продолжения карьеры и почему выбрали «Автомобилист»?
– «Автомобилист» проявил самый большой интерес. Как только закончился плей-офф, сразу начались конкретные разговоры. Команда мне симпатизирует, Екатеринбург – хороший город, клуб растет во всех аспектах, строится новая арена. Долго не думал. Да, были другие варианты, но не было такой конкретики. Говорили: «Давай сейчас чуть-чуть подождем, посмотрим…». А «Автомобилист» все конкретно предложил. Видно, что я им очень интересен.
– У «Автомобилиста» новый главный тренер – Билл Питерс. Как вам работа с ним на первом этапе, понимаете его идеологию?
– Мы пока знакомимся с его системой, первый этап подготовки. Понятно, что команда будет играть в североамериканский хоккей. Питерс всю жизнь тренировал там, он же не будет сейчас перестраиваться под российский стиль хоккея. Человек приехал со своей системой, он будет ее нам прививать. По тренировкам понятно, что будем играть в агрессивный хоккей, в давление.
– Когда шли переговоры, знали, кто будет главный тренером?
– Да, я знал. Ходили слухи, потом уже из клуба узнал, что тренером будет Билл Питерс. Вместе с ним в команде Герман Титов, с этим специалистом я работал еще в Новокузнецке. Все шло к тому, что мне надо переходить именно в «Автомобилист».
«В ПЛЕЙ-ОФФ ТЫ БУДЕШЬ ТРЕБОВАТЬ С СЕБЯ В СТО РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В РЕГУЛЯРНОМ ЧЕМПИОНАТЕ»
– Многие обсуждают неудачную игру «Салавата Юлаева» в регулярном чемпионате. Вы играли в Уфе пять лет. Помните хоть одну ровную регулярку, которая прошла без спадов?
– Хах. Надо повспоминать… Была ровная регулярка, сезон 2015/2016 при Игоре Захаркине. Мы сыграли более-менее ровно, набрали много очков, вышли в плей-офф с четвертого места, но набрали 101 очко, до второго места не хватило двух баллов. В остальных сезонах были привычные качели (улыбается).
– Почему регулярный чемпионат у «Салавата Юлаева» практически всегда получается скомканный: меняются руководили, тренеры, игроки, а «качельная регулярка» остается?
– Тяжело сказать, вот честно. Все понимают, что из года в год у команды проблемы в регулярном чемпионате. Стоило менять игру, думали об этом, но все каждый раз складывалось по схожему сценарию. Не знаю, почему так происходило.
– Зато «Салават» преображается в плей-офф. За счет чего команде удавалось измениться за пару недель и стать практически идеальной?
– Это плей-офф, в нем ты будешь требовать с себя в сто раз больше, чем в регулярном чемпионате. Конечно, важно, кто у тебя тренер, но на первый план выходит команда. Игроки сплотились между собой, каждый требует с себя полной отдачи, с партнера. Нет никаких прокатов и других моментов послабления. Команда выходит на первый план, как хоккеисты сплотятся, договорятся друг с другом. По крайней мере, в Уфе было так.
– Серия с «Авангардом». После первого матча игра «Салавата» поменялась за один день. Можно изменить все за один день?
– Конечно, за один день нельзя измениться (смеется). Но в Уфе так получалось. Собирались с пацанами, сидели, разговаривали, что уже не регулярка, всем понятно, что надо выигрывать. Не получится такого, что сегодня игра не пошла и все думают: «Ну и ладно, следующую выиграем». Такое не пройдет. Собирались и, честно, делали все сами.
– Розыгрыш Кубка Гагарина был закончен после первого раунда. Вы поддерживаете это решение или все-таки хотелось доиграть прошедший сезон?
– Играть без зрителей совершенно не то, в чем смысл матчей? Ладно, регулярный чемпионат, но в плей-офф неинтересно, нет эмоций. Все бы выглядело как летний хоккей, атмосфера как сейчас на товарищеских матчах. Но если бы сказали играть, то вышли бы на лед. Просто не было смысла доигрывать сезон.
– Александр Кадейкин сказал, что это было правильное решение. Даже если бы команда выиграла Кубок Гагарина без зрителей, то не было бы больших эмоций. Его цитата: «За что бороться? Выиграть кубок и просто поставить его на полку? Может быть, но мы же все-таки для болельщиков играем». Согласны с этим выражением?
– Не будет тех эмоций, согласен. Еще важно, что снимались другие команды, клубы выходили автоматически в финал. Это полный бред, не было смысла играть без команд, которые снялись.
Игроки «Салавата» и «Автомобилиста» после товарищеской игры / фото: Сергей Словохотов
«АВТОМОБИЛИСТ» ИЗ ГОДА В ГОД СЧИТАЛСЯ ФАВОРИТОМ ВОСТОКА»
– Чем занимались во время карантина, соблюдали все меры предосторожности?
– Первое время я просидел в Уфе. Были с женой, потом друг к нам приехал. Он приезжал к нам в гости на пару дней, планировал уехать, а получилось так, что через два дня все закрыли и он побоялся лететь. Мы сказали, что ничего страшного, посидим в Уфе втроем, веселее будет. В итоге отметил свой день рождения с нами. В первое время соблюдали все, неизвестно, что за вирус, боялись. Во всех новостях панику раздували. Через месяц уже начали выходить на улицу, более спокойно относились к ситуации. Потом уехали в Новокузнецк, там была не так все строго, по сравнению с другими городами России, в плане закрытия магазинов и ресторанов. Все было посвободнее. Я начал самостоятельную подготовку к сезону, понятно, что не как в прошлые годы, но потихоньку набирал форму.
– Многие во время самоизоляции застряли в виртуальном мире. Кто-то без остановки смотрел фильмы, сериалы, другие днями напролет играли в видеоигры, даже в киберспортивных турнирах участвовали. Что делали вы?
– Все фильмы и сериалы пересмотрели. Даже по второму кругу смотрели хорошие старые фильмы, например, «Зеленая миля», «Титаник». Все пересмотрели. В киберспортивных турнирах я не участвовал, но на ноутбуке играю в Counter-Strike. Помню, что намечался турнир между хоккеистами по CS, я бы с удовольствием поучаствовал, но его не получилось организовать.
– Переход в новый клуб – это всегда глоток свежего воздуха. Как вы хотите изменить свою игру в «Автомобилисте»?
– Игру в любом случае придется менять. В новой команде требуют совершенно другое. Иностранный тренер, надо быть жестче, больше агрессии, бросков без лишних передач. Что будут требовать, то и буду делать. Подстраиваться под систему, приносить в нее что-то свое. Пока тяжело что-то говорить, я сыграл только один матч на предсезонке. Еще много времени для понимания того, в какой хоккей «Автомобилист» будет играть.
– Насколько тяжело в физическом плане было играть товарищеский матч с «Салаватом»?
– Очень тяжело. Мы вышли в три пары защитников, потом на десять минут удалился Денис Бодров, осталось пять человек в обороне. Я устал, в физическом плане было тяжеловато. Учитывая наши тяжелые сборы, там давали хорошие нагрузки, все было жестко.
– Первый товарищеский матч вы сыграли в Уфе. Было ощущение, что как будто не уезжали из города?
– Конечно, можно так сказать. В Уфе был недавно, месяца два-три назад. Все стало родным. Игралось мне приятно и комфортно на арене.
– Несколько сезонов «Автомобилист» был одним из фаворитов Востока, но дальше второго раунда команде так и не удалось пройти. Как думаете, нынешний «Автомобилист» по составу стал сильнее, способна ли команда дойти до финала конференции?
– Сейчас тяжело сказать, что команда сильнее. Мы только собрались, сыграли две товарищеские встречи. Коллектив хороший, все хотят добиваться результата. Да, «Автомобилист» считался из года в год фаворитом. Сложно сказать, почему не получалось у команды. Что-то не получалось в плей-офф. Посмотрим, как все сложится в этом году. Судить по именам и фамилиям еще рано.
«ПЯТЬ ЛЕТ С ХАРТИКАЙНЕНОМ НА ТРЕНИРОВКАХ БЫЛИ ДЛЯ МЕНЯ САМЫМИ ТЯЖЕЛЫМИ»
– С этого сезона ввели потолок зарплат. Как вы относитесь к этому новшеству?
– Я думаю, что потолок зарплат поможет КХЛ. Каким-то клубам поможет. Командам олигархам придется расставаться с игроками, они перейдут в более слабые команды. Неплохое нововведение. Может, скоро клубы подравняются по бюджетам, по составам. Будет интереснее играть и в плей-офф, интрига появится с первых раундах. Надеюсь, что будет интрига, когда первая команда играет с восьмой. А не так, как раньше, все заранее понимают, что лидер сразу выбьет из Кубка Гагарина коллектив с восьмой строчки. Хочется, чтобы чемпионат по интриге приблизился к НХЛ, вырос интерес.
– Все сезоны в Уфе вы провели с Линусом Умарком? Уход Умарка – огромная потеря для «Салавата» и КХЛ?
– Это серьезная потеря. Он мастер, вел игры. Честно, можно сказать, что иногда он сам решал исход встречи. Сейчас я не вижу, кто его заменит в «Салавате». Да, есть Харти (Теему Хартикайнен – прим. редактора). Но он играл с Умарком, они были долгие годы в одной связке. Думаю, Теему придется тяжело без Умарка, нужно больше тратить сил, на себя игру брать.
– Он был одним из лучших легионеров КХЛ. В чем уникальность Умарка?
– Да все знают его преимущество. Техничный. У него понимание игры совсем другое, постоянно действует нестандартно, ты не ждешь таких решений. Я вам скажу, как защитник, что можно спокойно читать нападающего. Но действий Умарка не ждешь, поэтому его сложно прочитать. Ничего не предвещает голевого момента, а человек берет и за доли секунды его создает. Нестандартная игра – большой плюс Умарка. Сейчас хоккей становится более примитивным, простым, все понимают, кто и что будет делать в определенный момент. А таких игроков, которые из ничего могут создать голевой момент, очень мало, их единицы в каждом клубе.
– Когда играли в одной команде, понимали его решения?
– Со временем мы стали понимать, что Умарк может создать что-то непонятное. Но часто даже мы не ожидали, что Линус что-то может сотворить на льду. Огромный мастер.
– Назовите топ-3 игроков, с которыми тяжелее всего играть.
– Слушайте, сейчас не буду говорить про соперников, когда играл в «Салавате». Я скажу про бывшего одноклубника. Для меня пять лет на тренировках с Хартикайненом было тяжелее всего играть. Тяжелее не было и уже не будет.
– Все дело в его «железной» спине?
– Да, его укрывания. Берет, убирает, вылезает на ворота. Толкаться бесполезно, просто без шансов. Надо просто ждать его первого движения и дальше клюшкой выбивать. А бороться с ним нет смысла. Только силы потратишь, в итоге будет один и тот же исход – Харти вылезет на ворота из-под тебя и все.