Леонид Вайсфельд: Наши арбитры – честные парни, но у некоторых квалификация низкая
Интервью генерального менеджера "Автомобилиста" "Советскому спорту".
11 февраля 2015
Генеральный менеджер «Автомобилиста» Леонид Вайсфельд – о нюансах битвы за плей-офф и главной проблеме судейства в КХЛ.
Изматывающий марафон регулярного чемпионата близиться к завершению, но битва за место в плей-офф в этом сезоне как никогда ожесточенная. К примеру, на Востоке за последнюю путевку в Кубок Гагарина продолжают биться и «Югра», и «Нефтехимик», и Лада»… Но февральский рывок «Автомобилиста», одержавшего четыре победы в пяти матчах, серьезно снизил их шансы на успех. Сейчас клуб из Екатеринбурга может подумать уже и о том, чтоб подняться в таблице гораздо выше…
«ДЕСЯТЬ ЧЕЛОВЕК НА БОЛЬНИЧНОМ»
- А мы и об этом думаем тоже, - утверждает Вайсфельд. – Только не надо считать, что место в Кубке Гагарина нам уже заранее обеспечено. В Екатеринбурге прекрасно помнят сезон, когда «Автомобилист» с Сикорой впервые попал в плей-офф. Тогда ведь тоже ситуация для нашей команды казалась безнадежной, «Сибирь» вроде бы стопроцентно была впереди. Но уральцы неожиданно начали обыгрывать всех подряд, в том числе и лидеров и в итоге обошли новосибирцев. Это стало уроком для всех команд. И уж для самого «Автомобилиста» - в первую очередь. Поэтому ничего еще не решено. Особенно если учесть, что у нас просто глобальные проблемы с составом. Ребята проявили героизм в последних матчах. В поединке с «Ладой» у нас не хватало десяти человек основного состава!
- Ого! Неужели столько травм на самом финише «регулярки»?
- У кого травмы, у кого болезни… Прямо перед игрой три человека слегло. Тяжелая ситуация. Поэтому на плей-офф мы пока не загадываем. Впереди домашний матч – надо его сыграть хорошо.
- В оставшихся матчах соперники вам вполне по силам. Прямые конкуренты – «Трактор», «Нефтехимик», «Лада»…
- А именно сейчас как раз и неизвестно – с кем играть проще? Некоторые гранды уже решили все свои проблемы. И, возможно, убиваться уже не будут – поберегут игроков для плей-офф. А нашим соперникам терять наоборот нечего. Они к стенке прижаты и будут выходить на лед, как на последнюю игру в жизни. Да вы посмотрите на «Адмирал». Уж какой, казалось бы, хороший календарь был у дальневосточников – обыгрывай «Кузню» и «Амур», да собирай очки. Не получилось! И не потому, что сами играли плохо. А просто Новокузнецк и Хабаровск уперлись. Там тоже люди бьются за будущее, за свои контракты.
«С ЛАЗАРЕВЫМ РЕЗУЛЬТАТ БЫЛ БЫ ЕЩЕ ЛУЧШЕ»
- Кстати, в трех своих последних матчах, вы победили без своего лучшего бомбардира Антона Лазарева, которого не без трений отпустили в сборную на Евротур.
- Не хочу касаться темы сборной. Про нее и без меня есть, кому рассказать.
- Но в итоге все вышло неплохо. Лазарев отметился голом в национальной команде. А «Автомобилист» не потерял очки…
- Все равно – ну какие могут быть плюсы, когда клуб теряет своего лучшего бомбардира? И потом, может быть с Лазаревым в составе результат у нас был бы еще лучше! Так мы взяли восемь очков из девяти. А могли бы взять девять.
- И все же куда важнее, что вы на эти матчи смогли сохранить в воротах чеха Якуба Коваржа… Его ведь тоже в сборную вызывали.
- Просто в сборной Чехии люди пошли нам навстречу. Но там я уже участия в переговорах не принимал. Якуб сам позвонил главному тренеру, все объяснил. И Ружичка его отпустил.
- Но перед этим вы наверняка провели беседу с Коваржем.
- Спросили Якуба, что он сам думает об этой ситуации. Он отвечает: «Да я сам прекрасно понимаю». Его и уговаривать не пришлось. Хотя сейчас у нас и Игорь Устинский в приличной форме. Просто у него нет шансов себя проявить, потому что Якуб играет хорошо. Но как раз в Тольятти, перед нашим последним матчем Игорь тоже заболел. И если бы Коварж был в сборной, мы остались бы без вратаря.
- Может, стоит матчи Евротура вообще перенести на сентябрь, октябрь или январь? Чтобы не дергать игроков из клубов накануне плей-офф?
- Через год без пауз играть уже не будут, так что проблема ушла. Что толку сейчас в клубах рассуждать о сроках Евротура? Это ведь не мы решаем. Да и международный календарь принимается сразу на несколько лет вперед. Остается только принимать его, как должное.
- В прошлом сезоне в «Автомобилисте» отлично действовала связка Малыхин – Лазарев. Но летом она распалась… Федор перешел в «Ак Барс» и «пропал». А Антон продолжает зажигать в Екатеринбурге. Выходит, казанцы промахнулись?
- Не только Малыхин и Лазарев, там еще и Чернов очень важную роль в звене играл. Выбор «Ак Барса» комментировать не буду, это неэтично. А вот прогрессом Лазарева мы очень довольны. Антон и в том звене большую роль играл. Но не надо преуменьшать и Федины заслуги. Все же он стал одним из лучших бомбардиров КХЛ в прошлом сезоне. Этого добиться не всем удается. Вообще, очень жалко эту тройку. Сейчас мы без первого звена играем.
«ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ ВОПРОС О ЗАДАЧАХ НА СЕЗОН»
- Летом руководство «Автомобилиста» всерьез говорило о финале. Сейчас задача остается прежней?
- Наш вице-президент заявила это однажды. Причем фраза была такой: «Минимум пройти второй круг, максимум – сыграть в финале». Я, правда, тогда на всякий случай поинтересовался: ничего, что мы первый раунд еще ни разу не проходили? Но вообще это философский вопрос. Ну подумайте сами – начинается чемпионат, у всех одинаковые стартовые позиции. И вдруг кто-то говорит: у нас задача выйти в плей-офф. Ребята, а вы что дальше играть не будете, если туда выйдете? По-моему, в любом соревновании люди выходят на старт, чтоб быть первыми. Даже сознавая, что возможности не у всех клубов одинаковые.
Я этот вопрос про задачи на сезон вообще терпеть не могу! Ну какая может быть задача у команды в любом турнире? Да выиграть его! Нет, бы дойдем до плей-офф – ура, задачу выполнили – и поедем на Багамы. Сам вопрос про задачи – некорректный. Поэтому и ответы получаются странные. Вот даже у нас. Почему «играть в финале», а не выиграть его? Это если у меня задача – разгрузить вагон с углем. Я буду решать – за день я смогу это сделать или за три.
«К ДОЛЖНОСТ ГЛАВНОГО АРБИТРА КХЛ ОТНОШУСЬ СКЕПТИЧЕСКИ»
- Можно вопрос не по теме плей-офф? Хотел бы узнать ваше мнение по внедрению в КХЛ новой должности «Главного арбитра лиги». В кулуарах на это должность прочат уже и вас, и Анатолия Бардина…
- Пока у меня, слава богу, работа есть. И она мне интересна. Правда, контракт только до 30 апреля… А к этой новой должности я отношусь весьма скептически. Но раз ее приняли… Я человек дисциплинированный. Посмотрим, как это будет. Хотя сомневаюсь, что это рабочая схема.
- Сомнение в том, что один человек сможет справиться с огромным объемом информации?
- Наверняка у него будет свой штаб. Одному просмотреть все матчи физически невозможно. Другое дело – кто станет главным арбитром КХЛ? Уж слишком многими качествами должен обладать этот человек.
- Главное требование – кристальная честность.
- Самое распространенное заблуждение людей относительно судейства – это предвзятость арбитров. Так считают не только профессионалы, но и большая часть болельщиков. А на самом деле проблема совсем в другом. Предвзятость сейчас просто невозможна. Это раньше человек ехал судить матч, условно говоря, в Ухту. Привозил оттуда протокол, и ему приходилось верить на слово. Сейчас все матчи просматриваются под микроскопом. Судья если даже захочет что-то сделать, не сможет. И не за честность или чистоту судей надо бороться, а за повышение их квалификации. Она у некоторых арбитров низкая. Когда я работал в чемпионате СССР, нас было 12 главных арбитров. Сейчас около тридцати, если не больше. Я не умоляю их достоинств. Но 30-й судья не может судить также хорошо, как первый. Точно так же, как шестая пятерка в команде не может играть так же хорошо, как первая. Люди просто допускают грубые ошибки из-за своей низкой квалификации. А вовсе не потому, что хотят кому-то из соперников помочь.
- У вас есть своя кандидатура на должность «Главного арбитра»?
- Нет. Я не представляю, кто это может сейчас взять на себя. С одной стороны, это должен быть опытный судья, который все нюансы хорошо знает. А с другой – еще и отличный педагог, который должен донести свои идеи до трудящихся. И это порой значительно сложнее! Почему мало кто из великих игроков может стать тренером? Да потому что им кажется, к примеру, что это так просто – сделать пас-подкидку через три клюшки. А игрок этого сделать не может, потому что это высший пилотаж. Тренер начинает нервничать, не может с этим смириться. Тоже самое и в судействе. Я когда смотрю на некоторые судейские ошибки – удивлению нет предела!
- И все же, как проще выносить решения по судейским ляпам – коллективно или единолично?
- Я думаю, должна быть вообще независимая организация, которая заключает с лигой договор на обслуживание матчей. Если ее работа КХЛ устраивает, лига контракт продлевает. А по определению ошибок… Лучше, если комиссия будет небольшая. И в любом случае в ней должен быть человек, который собирает мнения и выносит решение сам.