Сами ЛЕПИСТЁ: «В ЕКАТЕРИНБУРГЕ МНЕ ОЧЕНЬ КОМФОРТНО»
Фамилию Лепистё произнести россиянам не так-то легко
25 ноября 2013
Мой отец был капитаном «Йокерита»
–Сами, доводилось читать, что финское слово «lepistö» переводится как «ольшаник», заросли ольхи. Это так?
–Нет. Это действительно созвучные слова, но всё-таки не одно и то же. Моя фамилия вообще ничего конкретного не обозначает.
–В википедии, помимо вас, упоминаются ещё два носителя этой фамилии – фигуристка Лаура Лепистё, а также актёр и режиссёр Хеймо Лепистё, её двоюродный дедушка. Вы не родственники?
–Нет, хотя Лаура, как и я, родом из Эспоо. У нас она была очень популярна: Лепистё – чемпионка Европы 2009 года, бронзовый призёр чемпионата мира 2010-го. Это лучшие результаты среди одиночниц за всю историю финского фигурного катания. Она моложе меня на четыре года, но прошлой весной завершила карьеру – в этом виде спорта всё иначе... Что касается Хеймо Лепистё, то, признаться, я ничего не слышал о таком человеке.
–Есть немало хоккеистов, которые начинали с других видов спорта…
–Мой отец, Юсси Лепистё играл защитником в «Йокерите», даже два года был капитаном команды. Но, что интересно, больше всего хотела, чтобы я тоже стал хоккеистом, мама. Так что выбора у меня не существовало (улыбается). И с раннего детства я тоже стал играть в «Йокерите», и тоже – защитником.
–Но почему в «Йокерите»? В Эспоо ведь есть своя неплохая команда – «Киекко Эспоо».
–Да, это так. Но тренером в детской команде «Йокерита» работал мой дядя. А добираться от Эспоо до Хельсинки – всего 20 минут.
Сочетание мастерства и работоспособности у Дацюка поражает
–Ваша карьера развивалась стремительно. И после четырёх лет в «Йокерите» вы оказались за океаном, где провели пять сезонов в НХЛ.
–Ну, не совсем так. За два первых сезона я сыграл всего 14 матчей за «Вашингтон», и 130 – за выступавший в АХЛ «Херши». Кстати, там было здорово: маленький городок и все люди очень болели за свою команду. И ещё там пахло шоколадом.
–С тех пор вы не перестали его любить?
–Нет-нет, я люблю шоколад «Херши» (смеётся). Он очень вкусный.
–Хорошо. Но за три следующих сезона вы наигрались в НХЛ вволю. Какой из них был самым успешным?
–Самый первый, в «Финиксе». Мы тогда дошли до плей-офф, но проиграли «Детройту».
–В «Детройте» играет Павел Дацюк. Вы знаете, что он родом из города, за ко-манду которого вы сейчас выступаете?
–Да. Мы, кстати, немного знакомы.
–Откуда?
–Одним из партнёров Дацюка по «Детройту» долгое время был мой друг Валттери Филппула. Мы вместе играли в «Йокерите», молодёжной и национальной сборных. Он нас и познакомил на какой-то вечеринке.
–В Екатеринбурге многие считают Дацюка лучшим хоккеистом мира. А вы как думаете?
–О, это очень сложный вопрос. Я не готов ответить на него сходу. Но, Дацюк, несомненно, один из лучших. Поражает сочетание в этом хоккеисте высокого мастерства и трудолюбия, он очень много работает на льду.
–Летом прошлого года вы сменили НХЛ на КХЛ. Почему?
–Было две причины. Сезон в «Чикаго» оказался для меня не очень удачным. Кроме того, все поговаривали о грядущем локауте. И я достаточно быстро принял предложение ярославского «Локомотива».
–С НХЛ, выходит, покончено?
–Если ты покидаешь НХЛ, то вернуться обратно очень сложно. Лига с каждым годом омолаживается, а мне уже 29. К тому же, в настоящий момент у меня действующий двухлетний контракт с «Автомобилистом» и о каких-то других клубах я даже не думаю.
В «Автомобилисте» мне удаётся выразить себя наиболее полно
–Для многих было неожиданностью, что вы не сумеете закрепиться в «Локомотиве» и вторую часть сезона проведёте в другом клубе, «Леве»…
–Хоккей в КХЛ действительно отличается от того, в который доводилось играть прежде. К тому же, я так до конца и не смог адаптироваться к стилю «Локомотива», где главное внимание уделялось обороне.
–Зато в «Автомобилисте» вы проводите на площадке времени больше, чем любой другой игрок команды, набираете много очков, играете и в большинстве и в меньшинстве…
–Знаете, в КХЛ я выступал в трёх клубах – «Локомотиве», «Леве» и «Автомобилисте». Могу совершенно однозначно сказать, что именно в «Автомобилисте» у меня получается, как бы это сказать… Выразить себя наиболее полно – вот так будет правильно.
–«Автомобилист» в этом сезоне удивляет многих. На ваш взгляд, за счёт чего он смог так добавить в октябре?
–Как я слышал, по сравнению с прошлым сезоном команда обновилась примерно на три четверти, появился новый главный тренер. Нам потребовалось какое-то время, чтобы привыкнуть друг другу, к новым требованиям. Когда это случилось, результаты сразу улучшились.
–В одном из интервью вы говорили, что Ярославль чем-то напоминает вам Хельсинки. А Екатеринбург – Чикаго?
–Нет (смеётся). Екатеринбург – совершенно сам по себе, ни на какой другой город он не похож. Но мне здесь очень комфортно. Мне нравится бывать в магазинах, ходить по улицам и сидеть в своей квартире я тоже обожаю.
–Вообще никаких проблем?
–Есть одна, и довольно серьёзная. Здесь мало кто говорит по-английски и общения мне не хватает. Но, напишите обязательно, что это именно моя проблема, а отнюдь не окружающих меня людей.
–Напишу. Но в команде-то люди говорят на английском. Во-первых, все легионеры…
–Да. Из русских хоккеистов – Гусев, Малыхин, Аркалов, Антонов. Тренер Уланов. Ещё – Симаков немного.
–Вы играете в одной паре с Виклундом. Существует немало анекдотов о взаимоотношениях финнов и шведов, говорят, что люди этих национальностей любят подкалывать друг друга.
–О, у нас с Виклундом всё отлично. Он прекрасный хоккеист, и свободное время мы тоже часто проводим вместе.
–А вот будете играть против Виклунда в матче Финляндия – Швеция… Наверное, и подраться сможете?
–Со шведами? В принципе, могу. Но уж не с Тоби – это точно.
Золото чемпионата мира и бронза Олимпиады
–В предыдущем вопросе мы затронули тему сборной. В нынешнем сезоне вы со сборной Финляндии уже выиграли два турнира – «Чешские хоккейные игры» и «Кубок Карьяла»…
–Да, приятно было сыграть за сборную. Тем более, что руководит ей отличный специалист Эркка Вестерлунд. Именно он работал со сборной Финляндии, когда я только начинал выступать в ней… Побеждать на этапах Евротура, конечно, хорошо, но главный турнир, олимпийский, ещё впереди. Очень хотелось бы сыграть в Сочи.
–Это понятно. Насколько реально для вас попасть в состав?
–Не берусь ответить. К тому же, я не очень владею ситуацией в отношении того, как играют наши хоккеисты в НХЛ.
–Но ваши шансы больше или меньше 50 процентов?
–Честно говоря, мне не хочется, чтобы мы сейчас тут делали ставки на моё попадание или непопадание на Олимпиаду-2014.
–Вы уже успели стать чемпионом мира и завоевать бронзу Олимпиады. Какая медаль для вас ценнее?
–Очень трудно их сравнивать. Золото, конечно, лучше бронзы. С другой стороны, если ты выиграл чемпионат мира – значит, добился чего-то в хоккее. А если награду Олимпиады – то не только в хоккее, а и в спорте вообще.
–Логично. Как вы считаете, могла сборная Финляндии добиться в Ванкувере большего, чем бронза?
–В полуфинале мы проиграли американцам – 1:6, причём на 13-й минуте первого периода счёт был уже 0:6. Утверждать после этого, что мы могли добиться большего, было бы верхом самонадеянности.
–Спустя год, на чемпионате мира в Братиславе, ситуация получила практиче-ски зеркальное отражение. Финляндия победила в финале Швецию – 6:1, забросив свою первую шайбу на последней минуте второго периода. Наверное, сумасшедшие ощущения – выходишь на лёд, и абсолютно всё получается?
–Знаете, сумасшедшие ощущения возникли уже дома, когда многотысячные толпы людей встречали нас в Хельсинки. Я даже пересматриваю иногда видео тех счастливых часов… А вот эйфории во время самой игры не возникало. Помню только, с какой концентрацией все ребята выходили на лёд до последних минут. Все понимали, что шанса выиграть золото чемпионата мира в жизни каждого из нас может больше никогда не случиться.
Что будет после хоккея, пока не знаю
–Давайте в конце нашей беседы поговорим не о хоккее. Скажите, кто на ваш взгляд больше похож на финнов – американцы или русские?
–Русские. И общаться с русскими в некотором смысле легче – они открыты, и ты понимаешь, как относится к тебе человек. В Америке не так. Там все очень доброжелательны и улыбчивы, но это ещё ничего не значит.
–Вас узнают на улицах?
–По-разному. Когда играл в «Финиксе» – нет, в «Чикаго» – да. В Екатеринбурге пара случаев уже была.
–Ну а в Хельсинки-то?
–Не знаю (смеётся). Нет, серьёзно. У нас просто не принято подходить на улице к незнакомому человеку, другой менталитет. Разве что человек слегка выпил, тогда он может…
–Сейчас самый популярный в России финн, наверное, актёр Вилле Хаапсало.
–Да, я знаю об этом. В России он значительно более популярен, чем дома – в Финляндии.
–Какой вид спорта у нас любят смотреть, помимо хоккея?
–Мне кажется, футбол.
–А какие-нибудь российские футбольные клубы вы знаете?
–Знаю. «Рубин» (Казань).
–«Рубин» (Казань)? Интересно…
–«Зенит», «Урал»…
–Вот «Зенит» с «Уралом» как раз играли в Екатеринбурге вчера (беседа состоялась 25 октября – прим. авт.)…
–А вот этого не знал. Покажите мне, пожалуйста, где находится стадион. При случае я готов сходить на футбол.
–Хорошо. А сами каким видами, помимо хоккея, любите заниматься?
–Футбол, гольф, парусный спорт.
–Мы не представляем финнов без сауны и лыж. Насколько типичным финном являетесь вы?
–Очень типичным. Только я предпочитаю не просто ходьбу на лыжах, а сноуборд. Что касается сауны, то в ней финны проводят немалую часть своей жизни. У меня дома тоже есть сауна.
–У нас матери любят говорить своим холостым сыновьям, возраст которых приближается к тридцати: «Когда ты женишься?! Я бы так хотела понянчить внуков!»
–Моя мама, думаю, также считает. Но вслух об этом не говорит. В личную жизнь взрослых детей в Финляндии вмешиваться не принято.
–Ещё один вопрос, связанный с возрастом. Дай Бог играть вам ещё долго, но вы не задумывались, чем займётесь после завершения хоккейной карьеры?
–Задумывался. Но к определённому выводу ещё не пришёл.
–А жить где будете? В Хельсинки?
–И даже этого пока не знаю. Возможно, переберусь куда-нибудь, где климат потеплее.
Алексей КУРОШ (с использованием материалов championat.com и Sportbox.ru)