Якуб КОВАРЖ: «НАДЕЮСЬ, ЧТО МЫ С БРАТОМ ОТЦА НЕ ПОДВЕЛИ»
До начала главного события сезона, Олимпиады-2014, остаётся чуть больше трёх месяцев
2 ноября 2013
Главный фаворит – Канада, нас устроит и бронза
–Главным событием Олимпиады-2014 многие в России считают хоккейный турнир…
–Я думаю, это вполне естественно. Только на Олимпиаде все сборные играют в своих сильнейших составах, и она становится главным событием не только сезона, но и всего четырёхлетия.
–Кто будет главным фаворитом?
–На мой взгляд, Канада.
–А какой результат сборной Чехии сочтут успехом у вас на родине?
–Мне было всего десять лет, когда наша команда стала чемпионом Олимпиады-1998 в Нагано. Хоккеистов дома встречали как героев, это был национальный праздник. Конечно же, с тех пор у нас все мечтают, что когда-нибудь Чехия вновь выиграет золото. Но если быть реалистом, думаю, успехом турнира в Сочи сочтут и бронзовые награды.
–Как вы оцениваете свои шансы попасть в состав олимпийской сборной?
–Как достаточно высокие.
–Можете назвать нынешний расклад во вратарской линии команды Чехии?
–Конечно. Опытный Томаш Вокоун из-за болезни не выступает, и, однозначно, первым номером сборной будет Ондрей Павелец из «Виннипега». На два других места в заявке претендуют вратари, выступающие в КХЛ – Александр Салак (СКА), Якуб Штепанек («Северсталь») и я.
Вратарём стал в семь лет
–Многие считают, что, отправившись из Чехии в Россию, вы впервые уехали из дома так далеко и надолго…
–Нет. Несколько лет назад я играл в юниорской лиге Онтарио. До Канады от Чехии ещё дальше, чем до России (смеётся).
–Думаю, вы провели там время не зря.
–Да, это совершенно иной опыт. Уезжал я туда из юниорской команды Ческе-Будеёвице, а, вернувшись, сразу начал играть за взрослую. Многие из ребят, которые выступали тогда в этой Лиге, стали известными хоккеистами. Например, моим партнёром в «Ошаве Дженералз» были Джон Таварес и Майкл дель Зотто, в «Виндзор Спитфайрз» – Тэйлор Холл. А против нас играл Стивен Стэмкос.
–Вы упомянули Ческе-Будеёвице. Но до этого играли в родном Писеке?
–В Ческе-Будеёвице из Писека я уехал только в шестнадцать. Мой отец занимался хоккеем, но дошёл только до юниоров, в профессиональной команде не играл. И нас с братом поставил на коньки очень рано – я катался с пяти лет, а Ян – где-то с трёх с половиной. В семь лет уже определилось моё амплуа – вратарь… Надеюсь, что мы с братом отца не подвели.
Разговор в пабе получил воплощение в жизни
–Этим летом вы сменили чешскую экстралигу на КХЛ, а раньше были предложения из России?
–Да, два года назад из новокузнецкого «Металлурга». А нынче тот же генеральный менеджер, Леонид Вайсфельд, позвал меня в «Автомобилист». Одновременно поступили предложения из других команд, но говорить от каких именно считаю неэтичным – сейчас я игрок «Автомобилиста».
–Леонид Вайсфельд рассказывал, что определённую роль в вашем появлении в «Автомобилисте» сыграло наличие прямого рейса Екатеринбург – Прага. Это так?
–Да, это имело значение. Вообще же, с Екатеринбургом я был слегка знаком. Ведь в августе 2012-го наш «Маунтфилд» участвовал в турнире «Каменный цветок». Любопытный случай тогда произошёл. Мы сидели в одном из пабов города, и кто-то из ребят спросил: «А что, Якуб, ты бы мог здесь играть в следующем сезоне?». Я ответил: «Всё возможно».
–Этот разговор имел под собой какую-то почву?
–Можно сказать, что нет. Факта на тот момент было только два: предстоящей весной у меня истекал срок контракта, и мы знали, что «Автомобилист» играет в КХЛ. А закончилось тогда всё грустно. На турнире я получил перелом руки, и потом три месяца лечился.
–Насколько я знаю, «Автомобилист» интересовался и вашим младшим братом Яном…
–Ян получил предложение от магнитогорского «Металлурга», устроившее его во всех отношениях. Так что говорить было не о чем.
–Вы с братом уехали из Чехии в Россию одновременно. Случайность?
–Случайность. Просто у нас с Яном одновременно закончились контракты с прежними клубами.
Ворота в России точно такие же, как дома
–Хоккей в России отличается от чешского?
–Отличается. В Чехии хоккеисты в большей степени придерживаются установленных схем, здесь много импровизации. Кроме того, хоккей в КХЛ очень быстрый, с часто ме-няющимися ситуациями. В «Маунтфилде» мне никогда не приходилось играть по пять матчей подряд в гостях, а потом столько же дома.
–Что вызвало наибольшие трудности?
–Не думаю, что стоит рассуждать на эту тему. В конце концов, ворота, которые я защищаю, точно таких же размеров, как в Чехии, и сама площадка – тоже.
–В КХЛ много длительных перелётов. Вот сейчас вам предстоит отправиться в Хабаровск (наш разговор состоялся накануне вылета «Автомобилиста» на Дальний Восток). Волнуетесь?
–Я волнуюсь по поводу того, как мы сыграем в этом городе. Как и во всех остальных. А длительные перелёты – не проблема. Наоборот, интересно посетить регионы, где прежде никогда не был.
–В ноябре «Автомобилист» встретится в Праге с чешским клубом «Лев». Это будет особый для вас матч?
–Да. Скорее даже, не сам матч, а его антураж. Я буду находиться на родине, в Чехии, стоять на льду и слушать гимн России, исполняемый в честь моей нынешней команды, а, значит, и в честь меня тоже. Фантасмагория!
–Скажите, вам наиболее спокойно, когда кто из защитников «Автомобилиста» находится на площадке?
–Лепистё и Виклунд.
–Что вы думаете о своём коллеге Евгении Лобанове?
–У нас нормальные, рабочие отношения. А профессиональные качества других вратарей я публично никогда не обсуждаю.
–В одном из интервью вы сказали – рады, что в «Автомобилисте» не будет других чешских хоккеистов, поскольку так процесс изучения языка пойдет быстрее. Вы рады по-прежнему?
–Знаете, тогда я несколько погорячился. Более быстрому изучению языка это, конечно, способствует, но… Иногда так хочется поговорить с кем-нибудь из партнёров по-чешски (улыбается).
–С кем из них вы больше всего общаетесь?
–С Лепистё и Виклундом. Мы все говорим по-английски, к тому же – живём в одном доме. А внутри команды, конечно, определённый языковой барьер существует. Не все ребята знают английский язык, а мы плохо говорим по-русски. Но процесс сближения идёт (улыбается).
Буллит в Екатеринбурге Ян мне не забьёт
–С братом связь поддерживаете?
–Конечно! Мы очень привязаны друг к другу.
–Ян играет очень результативно, какое-то время он даже возглавлял список лучших бомбардиров Лиги. Вас это удивило?
–Нисколько. Ян – по-настоящему классный нападающий.
–Ваша нынешняя жизнь в России похожа?
–Не во всём. Но, можно сказать, мы – квиты. Я живу в одном из лучших городов России, зато Ян играет в одной из лучших команд (смеётся).
–Совсем скоро «Автомобилисту» предстоит встретиться с «Металлургом». Рискнёте угадать – забьёт вам брат гол или нет?
–Это будет долгий и упорный матч. Ничья, овертайм и потом – буллиты. Один из них будет исполнять Ян. И он мне не забьёт! Кстати, на этом матче будет наш отец. Он приедет ко мне в гости в конце октября, а потом вместе с Яном улетит отсюда в Прагу. Я отправлюсь в Чехию чуть позже – у нас ещё 3 ноября игра в Омске.
Хоккей в Чехии популярнее футбола
–Вы говорили, что обустроитесь в Екатеринбурге, и сюда из Чехии приедет ваша девушка.
–Да, она уже была здесь. И приедет в декабре на Рождество. Но находиться в Екатеринбурге постоянно она не может – в Чехии ей нужно учиться.
–На вашем шлеме её портрет?
–Да. И ещё собаки, которая тоже осталась дома. А с другой стороны – Уильям Уоллес, персонаж Мэла Гибсона из фильма «Храброе сердце».
–Чем вы занимаетесь в свободное время?
–В Екатеринбурге с этим нет проблем. Бываю в крупных магазинах, смотрел на город с вашего небоскрёба «Высоцкий». Да мне и дома-то нескучно. Интернет, телевидение, музыка.
–Прошлой осенью ваш соотечественник Йозеф Страка, игравший в «Автомобилисте», ходил здесь на футбольный матч молодёжных сборных России и Чехии. А у вас есть желание сходить на футбол?
–Можно. Но только, когда не будет так холодно.
–Знаете, что местная футбольная команда играет в Премьер-лиге?
–Честно говоря, нет.
–Футбол и хоккей – два самых популярных вида спорта в России. И на вопрос, какой из них более любим, в разных регионах вам ответят по-разному. А в Чехии?
–Та же ситуация, если говорить о двух любимых видах. Но думаю, что хоккей всё же популярнее футбола, в любом регионе. Правда, у нас не такая большая страна.
Роль Ленина и Сталина в истории
–Якуб, назовите знакомых вам людей по фамилии Гашек.
–В первую очередь, Доминик Гашек – замечательный хоккейный вратарь. У нас несколько известных футболистов с такой фамилией. А что?
–А писатель Ярослав Гашек?
–А-а-а… Разумеется, я знаю о нём. Просто, думал, что речь идёт именно о спорте.
–Его книга «Похождения бравого солдата Швейка» была очень популярна в СССР. И часть действия там происходит в Ческе-Будеёвице, где вы много лет играли.
–Да, я читал эту книгу. Могу добавить, что в ней упоминается даже мой родной город Писек. Но почему вы вспомнили о нём?
–Просто писатель Ярослав Гашек, как и Франц Кафка, композиторы Бедржих Сметана и Антонин Дворжак, а также, например, такие понятия, как хоккей, пиво и хрусталь ассоциируются с вашей страной. А что бы вы могли сказать в ответ?
–Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Меня привлекает история. Всегда интересно разобраться в мотивах поступков людей, оказавших огромное влияние на жизнь отдельных государств, и даже континентов.
–Писатели, композиторы?
–В первую очередь, Лев Толстой и Пётр Чайковский.
–Спортсмены?
–Иван Драго (вымышленный боксёр-киногерой, персонаж американского художественного фильма «Рокки-4» – прим. авт.).
–???
–Я пошутил (смеётся). Я много знаю…
–Только одну фамилию – первую, что придёт на ум. Отвечайте быстро, не задумываясь!
–Хорошо. Елена Исинбаева. А в ответ на пиво назову борщ. Он мне очень нравится, и ещё в Писеке я регулярно ходил в ресторан, где его готовили.
…Говорить с Якубом можно бесконечно. Умный, искренний и эрудированный собеседник – мечта любого интервьюера. Но Коваржу пора было уходить на тренировку. За окном темнело, а вместо привычного для октябрьского Урала дождя с неба повалили густые снежные хлопья.
Алексей КУРОШ
(Опубликовано в программе к матчам «Автомобилиста» 30 октября и 1 ноября)